Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) России

Аннотации №5/6-2023 журнала «Образование в современной школе»

 

Колонка редактора

26 мая исполняется 195 лет со дня рождения русского философа, социолога, историка и юриста Бориса Николаевича Чичерина.

Чичерины — старинный русский дворянский род, происходивший от Афанасия Чичерни (Чичерини),  выехавшего из Италии в свите Софии Палеолог в 1472г.

Твёрдо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка»: он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. В своих работах он обосновывал решающую роль государства в русской истории

Конференция

Конференция «Частное образование и актуальные вопросы                                                      образовательной деятельности».

22 марта в Московском финансово-юридическом университете (МФЮА) при поддержке Минпросвещения прошла ежегодная Всероссийская конференция Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов (АсНООР) России. В работе конференции приняли участие более 200 руководителей образовательных организаций со всей страны.

 

Педагогические технологии

Игровые технологии как средство формирования знаний о современных технологиях у обучающихся основной школы образовательных организаций Московской области

 П.С. Беликова,  учитель технологии МАОУ «Видновская СОШ №10», Ленинский г.о., г. Видное, Московская область

Актуальность темы состоит в том, что сегодня деятельность любого педагога образовательной организации Московской области должна соответствовать новым требованиям, а именно — ему следует использовать в своей работе современные педагогические технологии, одними из которых и являются игровые технологии.

Умение применять данную технологию в учебном процессе позволит педагогу сделать урок интереснее и динамичнее. Активная деятельность обучающихся возможна лишь тогда, когда есть стимул. Этот фактор должен быть определяющим при формировании учебного материала. Учащиеся не захотят изучать материал, если они не увидят в нем реальную значимость. Но если учебная ситуация имеет проблему, которую они могут встретить и даже попытаться решить в повседневной жизни, то обязательно появится стимул к изучению. Поэтому игровые технологии уникальны. Эта форма обучения позволяет не только активизировать эмоционально-психологические процессы у обучающихся и способствовать запоминанию, закреплению учебного материала, но и позволяет использовать полученные знания в новых, меняющихся ситуациях. Иначе говоря, учащиеся имеют возможность практики, тем самым учебный процесс становится гораздо разнообразнее и эффективнее

Вопросы воспитания

  Патриотическое воспитание в начальной школе

Д.Д. Каюмова, учитель начальных классов МАОУ СОШ  № 102, г. Краснодар 

Е.П. Тургенева, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 102, г. Краснодар 

Учитель играет важную роль в жизни каждого ребенка — будь то учитель математики или физкультуры, музыки или ОБЖ, а быть учителем начальных классов -ещё более ответственно. Думаем, что жарких споров по этому вопросу быть не должно.

Кто впервые переступает порог школы? Малыши. Мальчики и девочки, имеющие разную подготовку и разное представление об образовательном процессе. Задача учителя начальных классов не только помочь детям адаптироваться к школе, изучить школьную программу, но и привить любовь к труду, к своей Родине, к своей стране. Знакомить с понятиями «добро» и «зло», «дружба» и «взаимопомощь», «милосердие». Гордиться достижениями русских ученых, писателей, композиторов, поэтов, художников. Рассказывать о значимости каждой профессии. Именно разговоры о важном с 1 класса помогают детям узнать лучше, в   доступной форме, об интересных исторических фактах, праздниках, достижениях великих людей.

 

Воспитательная система класса: позиция классного руководителя

 А.Н. Тарасов, директор МБОУ «СОШ №17», г. Новомосковск

Ю.В. Гермони, заместитель директора «СОШ №17», г. Новомосковск

Дальнейшее развитие гуманистической воспитательной системы «Школа как территория добра, согласия и справедливости» связано с моделированием воспитательных систем класса. Построение воспитательных систем класса является не только субъективным желанием классного руководителя систематизировать и упорядочить свою работу, но и объективной необходимостью, так как применение системного подхода не только имеет много плюсов: результативность, предсказуемость, простота применения, экономия времени и сил, наглядность, упрощение аналитической деятельности, но и позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным.

Дошкольное образование

Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка

 Н.Ю. Никоненко, музыкальный руководитель; И.С. Булякбаева, воспитатель;

А.А. Егорова, воспитатель; А.И. Кинзикеева, воспитатель; Г.М. Ахметьянова, воспитатель; А.Р. Казанова, воспитатель МАОУ «Центр образования №15 им Сахабутдинова Р.Р.», г. Уфа

 Креативное, нестандартное мышление не относится к числу врождённых навыков. Как и многие другие качества личности, например, целеустремлённость, выносливость, высокий интеллект, развитие оригинального образа мыслей требует регулярных и целенаправленных упражнений. Ребёнок учится управлять полётом собственной фантазии и направлять её в необходимое для достижения результата русло, используя возможности собственного мозга, и  тем самым раскрывать свой творческий потенциал.

  Одна из актуальных задач дошкольного образования –  формирование личности через искусство, через воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать и приумножать ценности родной и мировой культуры. Забота о развитии творческих способностей детей сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Взрослым необходимо разглядеть и раскрыть едва проявившийся росток творческого потенциала ребенка, помочь  ему окрепнуть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его частью своей индивидуальности, креативности. 

О мире профессий через игру

 И.Р. Гарипова, заведующий МБДОУ «Детский сад № 30», г. Уфа

Подготовить ребёнка к труду – значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Такое воспитание невозможно без ознакомления с трудом взрослых.

Основная задача сюжетно-ролевой игры – знакомить детей с миром профессий и объяснять суть профессиональной деятельности, создавать максимально схожие условия и атмосферу конкретной профессии. 

Мини-музеи как средство ознакомления детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа  в современной образовательной среде ДОО

 М.Ф. Морина,  ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад №330 «Аринушка», г. Новосибирск

Е.И. Сивирилова, воспитатель МБДОУ «Детский сад №330 «Аринушка», г. Новосибирск

 

Наша Родина в последние десятилетия наряду с экономическими проблемами испытывает трудности в воспитании подрастающего поколения. Дети окружены гаджетами, искажённой иностранными словами речью, героями, живущими в виртуальных мирах.  Дошкольный возраст – важнейший период становления гражданских качеств личности. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни называется традицией. Важно с дошкольного возраста формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителей культурного наследия и традиций, подчиняясь великому закону связи поколений, который существовал на Руси веками и имел непревзойдённое воспитательное значение. 

Использование ЛЕГО-конструирования в образовательной работе с дошкольниками

 О.С. Шевченко, МАДОУ «Детский сад №131», г. Ижевск.

            Введение ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам развивающего обучения и единства воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, а также интеграции образовательных областей. В. А. Сухомлинский    сказал, что «истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев».            

ЛЕГО позволяет детям учиться, играя. Можно использовать конструктор ЛЕГО в разных видах деятельности: на занятиях, на зарядке, в совместной, самостоятельной и индивидуальной работе. Главное, ЛЕГО должно быть интересно самому воспитателю, тогда и с детьми будет легко и увлекательно работать. Для многих ЛЕГО ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Я хочу вас познакомить с некоторыми из вариантов применения ЛЕГО-конструирования в различных областях

                                        Быстрее, выше, сильнее – вместе!

 Д.Ф. Мурзагалина, воспитатель; А.А. Давыдова, воспитатель; А.Н. Гизитдинова, воспитатель; Р.Ф. Мухамадиева, инструктор по физической культуре МАОУ «Центр образования №15 им. Сахабутдинова Р.Р.», г. Уфа.

        В стремительно меняющейся жизни современный человек должен обладать крепким здоровьем, целеустремленностью, уверенностью в своих силах, способностью преодолевать трудности, стойкостью, упорством. Воспитанию этих качеств способствуют занятия физической культурой и спортом. В детских садах уделяется большое внимание формированию здорового образа жизни и совершенствованию двигательных умений дошкольников. Важное место в этой работе занимают спортивные праздники и досуги, как одна из основных форм физкультурного развития, позволяющая комплексно решать широкий круг оздоровительных и воспитательных задач. 

Применение песочной игротерапии в работе воспитателя детского сада

 Д.З. Пономарева, воспитатель;  Г.Ш. Сулейманова, воспитатель;  Л.А. Халилова, воспитатель; С.Н. Шагилиева, воспитатель; З.И. Ялмурзина,  воспитатель; А.А. Салимгареева,  воспитатель  МБДОУ «Детский сад № 30», г. Уфа

Традиционно считается, что арт-терапия и игротерапия – это прерогатива исключительно психологов. Однако воспитатели тоже часто используют эти виды терапии в своей каждодневной работе. 

Что же означают эти термины? Арт-терапия – это, в буквальном переводе, терапия искусством с целью гармонизации развития личности через различные способы самовыражения. То есть ребенок через игру, рисунок, сказку, музыку, занятия с песком проигрывает свои внутренние конфликты, выпуская их наружу, тем самым давая себе возможность понять и осознать свои эмоции, чувства, переживания. 

Пожарная безопасность для детей

 О.О. Ермолаева,  воспитатель; Л.Н. Гисматова, воспитатель; Р.Ф. Гайсина, воспитатель; А.И. Зарипова, воспитатель; А.А. Григорчак, воспитатель, Р.В. Шевченко инструктор по физической культуре МАДОУ «Детский сад № 84»ГО г. Уфы

Пожар – это всегда опасность, но если взрослые люди осознают, к чему может привести даже небольшое возгорание, то дети подобными знаниями ещё не обладают, а встретившись с огнем, оказываются полностью беззащитными. Именно поэтому знакомство детей с правилами пожарной безопасности должно начинаться рано и постоянно повторяться. 

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии в жизни детей

 Е.Р. Батршина, старший воспитатель; А.И. Габбасова, воспитатель; Г.Р. Валиева, воспитатель; З. Р. Хатмуллина, воспитатель; М.М. Хасанова воспитатель МАДОУ «Детский сад 84», г. Уфа

 Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. Общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать: у него быстрее формируются необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается  к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые ему требования.

На здоровье дошкольника влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Повышенное внимание к детям обусловлено тем, что их заболеваемость из года увеличивается. Это происходит,  несмотря на все достижения современной медицины.

За здоровьем — в детский сад

 С.М. Чернякова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 330 «Аринушка», г. Новосибирск

             Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОО.

            Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. 

 

Проблемное обучение как фактор создания здоровьесберегающей образовательной среды

 Г.В. Глубокова,  учитель ГКОУ Краснодарского края «Специальная (коррекционная) школа № 27», г. Анапа

     По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия. Некоторые исследователи (5) понимают  здоровье как единое целое во взаимосвязи всех его компонентов: физического, эмоционального, интеллектуального, социального, личностного и духовного.

            Создать здоровьесберегающую среду в условиях обучения  – это значит создать соответствующую педагогическую среду. Педагогическая среда, согласно словарю Г.М. Коджаспировой, – это специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг другу

Конкурс

Аннотации работ VIII Всероссийского конкурса профессионального мастерства  «Образование XXI века»

 

Номинация «Управление образовательной организацией»

Е.В. Ткачёва. Модель управления инновационными процессами образовательной организации.

Е.А. Плотникова, Л.А. Савченко. Программа развития – документ, определяющий стратегию развития МАДОУ МО города  Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 206».

Номинация «Организация досуга и внеклассной деятельности»

Е.М. Маздор. Сборник сценариев мероприятий патриотической направленности.

А. В. Патракеева, Д.Е. Шевелёва. Академическая гостиная «Мой 18 век».

М.В. Борзенко. Досуговая программа «Радуга успеха» летней дневной тематической площадки «Наш дом – Родник».

О.В. Нечаева, К.В. Баракова. «Истребители».

 А.В. Ратькина, Е.А. Майдла. Формирование культуры в образовательном процессе на уроках иностранного языка в школе через знакомство с традиционными праздниками.

Номинация  «Методические разработки»

 О.С. Головко. Емельян Пугачёв: народный заступник или злодей?

Е.В. Агеева.  Дополнительная программа естественно-научного направления «Почемучки».

А. А.Шарова. Использование онлайн-платформы «Взнания» при обучении грамматики английского языка на начальной ступени образования.

А.А. Успенская. Художественное оформление среды в ДОУ.

О.В. Нечаева, Е.П. Пожилова. «Письмо на фронт».

 

Наша библиотека

Одуванчик

К. Зимина

Говорят, что он  сорняк —

Маленький вредитель

И садовой красоты

Злостный нарушитель.

В огородах и в садах

Он как гость незванный

Пробирается тайком

Дерзкий, нежеланный.

Садоводы с ним строги,

Всё прогнать пытаются,

Он не знает почему,

Но не обижается.

Одуванчик – он такой,

Он растёт, где хочет, —

Очень яркий и живой

Солнышка кусочек!

Словно лучики свои

Солнце  разбросало,                

И от них ещё светлей

На лужайке стало.

Пусть твердят, что, мол, сорняк

И не знатен родом, —

Любит всех своих детей

Матушка Природа!

От того, что сорняком

Называют люди        

Он ничуть не огорчён

И грустить не будет:

У него своя мечта,

Есть своя задача,

Должен он её решить

И никак иначе!

Он растёт не просто так,  —

Он вовсю старается,

Потому что полететь

В небо собирается.

Он мечтает высоко

К облакам подняться

Чтобы с ветром наравне

Посоревноваться.

Пусть привязан он к земле

Глубоко и прочно.

Но решение найдет

Одуванчик точно!

И однажды над землёй

Он взлетит как птица,

Просто надо захотеть,

Надо потрудиться!

Верит он, наступит час —

У него получится,

Просто каждому из нас

Надо верить в лучшее!

Надо верить в чудеса,

Что они случаются,                            

Ведь у одуванчика                                         

Это получается!…