Аннотации №1/2-2025 журнала «Образование в современной школе»
Колонка редактора |
24 февраля 2025 г. исполняется 275 лет со дня рождения Фёдора Фёдоровича Ушакова – русского адмирала, одного из создателей Черноморского флота. В 2001 году Русская православная церковь причислила Фёдора Ушакова к лику святых, как праведного воина.
|
Съезд частного образования России
|
28 октября 2024 г. в Общественной палате РФ состоялся Съезд частного образования России. Организаторы: · Комиссия Общественной палаты РФ по развитию высшего образования и науки; · Ассоциация некоммерческих образовательных организаций регионов (АсНООР) России; · Ассоциация частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций (АНВУЗ России). Основные вопросы Съезда; · Реализация частным образованием государственной программы по патриотическому, духовно-нравственному и трудовому воспитанию детей и молодежи. · Частное образование и вызовы времени. · Государственно-частное партнерство и совершенствование нормативно-правовой базы частного образования.
|
Вопросы безопасности образования |
Проблемы безопасности образования в современных условиях А.Л. Вильсон, Заслуженный деятель науки РФ, Почётный работник общего образования, доктор педагогических наук, профессор. Современное образование сталкивается с новыми вызовами, связанными с развитием технологий, изменением социальной среды и ростом числа угроз. Обеспечение безопасности в образовательных учреждениях становится все более актуальной задачей. Можно выделить основные проблемы безопасности образования: террористические угрозы (угроза нападений на школы и ВУЗы, захват заложников); конфликты между учащимися, хулиганство; пожары и другие чрезвычайные ситуации (несоблюдение правил пожарной безопасности, аварии инженерных систем). Одновременно с этим в школах и ВУЗах в современных условиях всё большее влияние на качество обучения оказывает психологическая безопасность учеников и преподавателей. Часто это: психологическое насилие со стороны сверстников (буллинг и травля), дискриминация по национальному, религиозному или иному признаку, стрессы и эмоциональные расстройства, связанные с учебной нагрузкой, проблемами в семье и обществе.
|
Образование как фактор национальной безопасностиН.А. Романов, кандидат юридических наук, доктор политических наук, профессор Гибридная война, развязанная коллективным Западом против России с использованием военной силы, ещё раз убедительно доказала, что решающий успех в межгосударственном противоборстве может достичь страна, обладающая более мощной экономикой, передовыми технологиями, высоким интеллектом, патриотическим чувством, единством и сплочённостью народа, отлаженной системой управления. Диалектический подход к изучению этих элементов, определяющих эффективность государственной системы, рассмотрение всех в тесной взаимосвязи позволяет сделать вывод, что их качественное состояние в значительной степени зависит от сложившейся системы образования. Практика показывает, что только образование способно подготовить специалистов, профессионалов, создать рабочий потенциал для всех сфер и отраслей. Это наделяет его уникальной возможностью оказывать влияние на характер отношений в государстве и обществе, между государством и обществом, между входящими в них субъектами. Другими словами, образование является системообразующим институтом, способным определять качественные характеристики базисной и надстроечной структур. Эта особенность выводит его на уровень стратегически важного фактора политики государства.
|
|
Дошкольное образование |
Профилактика детского дорожного травматизма в ДОУ А.А. Безгина, старший воспитатель МБОУ «Центр образования № 6», г.Тула, п. Косая Гора По статистике, опубликованной ГИБДД за 2023 год, возрос детский травматизм на дороге: с января по декабрь 2022 года на 1.6% стало больше ДТП с участием детей. Всего было совершено 19.5 тыс. подобных ДТП: 8.8 тыс. аварий было совершено с участием детей-пассажиров, 8.6 тыс.- с участием детей-пешеходов. В статистике отмечается, что из-за нарушения ПДД водителями было совершено 15 тыс. аварий, в 4.5 тыс. ДТП виноваты либо сами дети, либо стечение обстоятельств. Таким образом, современная статистика по ДТП показывает, что одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм и до настоящего времени снизить его уровень не удается.
|
Организация работы по валеологическому образованию старших дошкольников Е.А. Забуга, заведующий МБДОУ д/с № 15 ЗАТО г. Североморск Н.А. Березина, зам. заведующего по УВР МБДОУ д/с № 15 ЗАТО г. Североморск Валеология – наука о здоровом образе жизни, о сохранении, формировании и управлении здоровьем. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своею целью укрепление здоровья детей, обучение их основным гигиеническим правилам и нормам, прививает навыки здорового образа жизни. А это и активный труд, и рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой, саморазвитие, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и многое другое.
|
|
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы Н.Г. Никотина воспитатель МБДОУ «Детский сад №33», г. Краснодар Е.А. Малявко воспитатель МБДОУ «Детский сад №33», г. Краснодар Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи безусловно отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
|
|
Вопросы воспитания |
Досуг на улице: «Всемирный день бортпроводника гражданской авиации» А.Л. Керопян, воспитатель МБОУ «Развилковская СОШ с УИОП» Т.М. Макрушина, воспитатель МБОУ «Развилковская СОШ с УИОП» На современном этапе, невозможно представить нашу жизнь без встреч с людьми множества профессий. Каждая профессия имеет свою специфику и наша задача, как педагогов, дать детям представления о профессиях, показать необходимость и компетентность людей, занимающихся тем или иным делом, формировать уважение к людям разных профессий.
|
Патриотическое воспитание младших школьников как реализация духовно-нравственного развития О.В. Ташкинова, учитель начальных классов МАОУ СОШ№102, г. Краснодар Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека и гражданина, любящего свою Родину, формирование цельной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Патриотизм — это одна из важных составляющих духовно-нравственного становления личности ребёнка.
|
|
Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста О.Н. Минакова, воспитатель МБДОУ «ЦРР- детский сад № 183», г. Воронеж Л.В. Орленко, воспитатель МБДОУ «ЦРР- детский сад № 183», г. Воронеж Безусловно дошкольный возраст является одним их важнейших этапов формирования личности ребенка. В этот возрастной период особенно важно эмоциональное благополучие детей, так как именно оно способствует благоприятному психическому развитию. Выявление неадекватного уровня тревожности поможет предупредить проблемы внутри личности (например, страхи, подавленность и беспокойство) на протяжении всего жизненного цикла человека.
|
|
Инклюзивное образование |
Живые буквы: сказочные истории Е.Н. Романова, учитель-дефектолог высшей категории ГБОУ ШОР №1 г. Москва Обучение грамоте в школе для незрячих детей занимает особое место в жизни ребёнка. Методика обучения незрячего человека уникальна и сложна, так как процесс обучения основан на приобретении умений и навыков, связанных с освоением системы письма и чтения по Брайлю. Задача автора этой статьи заключается в том, чтобы поделиться опытом введения ребёнка в систему Брайля, испытывая радость и желание узнавать новую букву, знак, цифру. Процесс накалывания комбинации точек для обозначения буквы и распознавание (чтение) её пальчиками рук — очень трудоёмкий. Для ребёнка семи лет, поступившего в первый класс, основным в сфере становления личности была игровая деятельность, поэтому целесообразно включить в процесс изучения рельефно-точечной системы Брайля элементы игры, сказки.
|
Конкурсы |
Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Инновационная образовательная организация — 2024»
Номинация «Инновации в образовании» В.М. Журавлева. Методическая разработка урока ИЗО по теме «Украшения и фантазия. Кружево». И.Б. Иванова. Инженерно-технологическая командная игра «ЭнерджериУм». Л.В. Жданова-Бембель, С.А. Минина. Метод формирующего оценивания и обратная связь как эффективный способ повышения мотивации у детей с расстройствами аутистического спектра. Е.В.Шелюхина. Игры для жизни! Для тех, кто хочет развиваться и быть успешным! А.Е. Невзорова. Я — строитель. А.Б. Дмитриева. Широкая Масленица. Ю. А. Серёгина. Система уроков по формированию читательской грамотности с использованием текстов краеведческой направленности для учащихся 5-7 классов. Д. Н. Александрова. Страницы истории Российской империи. Пётр Первый. С.Н. Бурьянова, Д.В. Зотова. Авторский сборник упражнений по различным предметам для занятий в период школьных каникул. Н.С. Долженкова. Музей и история его появления. Посещение музеев в рамках Олимпиады «Музеи.Парки.Усадьбы». Е. Н. Яковченко, К. В. Владыкина. Творческое и интеллектуальное развитие обучающихся на интегрированном занятии по хореографии. А.А. Соловьева. Летняя смена «Мир Профессий». Л.А. Парфенова, Н.В. Миронова. Достижения мирового мостостроения, новаторские строительные технологии». Н.П. Даниленко. Настольная игра «Parlez-vous français?» для урока французского языка. Е.С Зеленская. Применение практики «групповой пазл» на уроках биологии в 8 классе.
Номинация «Инновации в воспитании» Т.М. Тойч. Как достигать целей? Е.Ю. Кижаева, И.А.Бровкина. Классный час «Лучше быть здоровым». Ю.Г. Корнеева. Лучшие из лучших. А.Н. Тарасов, Ю.В. Гермони. Сценарий юбилея школы «Любовь и школа». М.Г. Маркова, Ю.В. Гермони. КЛАССная семья. А.Н. Пичужкина. У Вечного огня. В.О. Матвеева, Л.В. Иванова. Организация семейного спортивного клуба «Семь РАС» при работе с «зелеными аксиомами» в детском сад у и дома. С.А. Серова, Н.С. Суетина. Как люди речку обидели. Л.А. Фёдорова, К.С. Вайц. Методические рекомендации по воспитанию и ранней профориентации обучающихся в инженерной сфере».
|
Наша библиотека |
О трудностях взросления К. Зимина
«Море обаяния», «Душа любой компании!» — Девчонка очень классная Внутри меня живёт! По пустякам «не парится», Без дела «не пиарится», А если станет грустно – Не плачет, а поёт! Весёлая, смешливая, С веснушками игривыми, Она идёт по жизни Бесстрашно и легко, И потому всем нравится, Хотя и не красавица, И голову кудрявую Так держит высоко!… Но почему — не знаю, Мне трудно так бывает Ту классную девчонку Всем людям показать… Она всё время прячется, (Наверное, дурачится?…) И не даёт возможности Другим её узнать! Но я-то твёрдо знаю — Я именно такая, И пусть поверят в это Родные и друзья! Мой звёздный час настанет, Всё по местам расставит, Я появлюсь с улыбкой: «Узнали? Это Я!» Девчонки в удивлении, Мальчишки в восхищении, Когда походкой лёгкой Войду в свой школьный класс! «Кто эта незнакомка? Так это ж наша Томка! А мы ведь и не знали… Какой сюрприз для нас!» И пусть я нерешительна, И слишком уж стеснительна, Но истина простая Известна мне давно… Шепчу себе украдкой: Держись, Утёнок Гадкий! УЖ КОЛЬ РОДИЛСЯ ЛЕБЕДЕМ – ИМ СТАНЕШЬ ВСЁ РАВНО! |