Аннотации №9-10.2021
Колонка редактора |
1 октября — 110 лет назад родился выдающийся историк Лев Николаевич Гумилев, сын легендарных поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Самая известная часть научного наследия, которое оставил Лев Гумилев — теория этногенеза и пассионарности. Первая статья, посвященная этой теме, была опубликована им в 1970 году. Гумилев называл пассионарностью сверхнапряженную активность человека в его стремлении достичь определенной цели. Историк наложил это явление на учение о формировании этносов. |
Конференции, фестивали |
Педагогическая конференция в Махачкале В лучших частных школах и детских садах нашей страны разработаны и успешно применяются инновационные педагогические технологии, знакомство с которыми может быть полезным широкому кругу государственных и частных образовательных организаций. 03-08 октября в Махачкале, на берегу Каспийского моря, в Научно-образовательном комплексе «Журавли» была проведена II-я Всероссийская научно-практическая конференция, которая называлась «Лучшие педагогические технологии частных школ и детских садов России». Конференция вызвала большой интерес, и в ее работе приняли участие более 250 руководителей, педагогов и психологов частных и государственных школ и детских садов из 22 регионов России. |
Педагогическая трибуна |
Резервы повышения эффективности обучения в начальной школе в условиях гуманизации образования М.М. Халидов, профессор кафедры психологии ДГПУ, директор ЧОУ СШ «Возрождение», г. Махачкала Где найти такие резервы, с чего начинать? Над этим вопросом в настоящее время работает вся психолого-педагогическая мысль. Резервы повышения эффективности учебного процесса кроются в самом учебном процессе. Начинать надо с осознания учителем теоретических основ начального обучения и преодоления тех негативных явлений, которые мешают в обучении и воспитании в настоящий момент. Начальная школа выделена в основных направлениях реформы школы как особое звено в образовании. Этим подчеркивается специфика целей и задач обучения в этом звене и его особое значение. Оно стоит у истоков формирования личности. Ребенок впервые в жизни приходит в школу за знаниями. Его особая роль объясняется также психологическими особенностями младших школьников – особой восприимчивостью к знаниям, эмоциональной отзывчивостью и жаждой познания окружающего мира.
|
Психолого-педагогические особенности преемственности обучения выпускников начальной школы в условиях реализации стандартов второго поколения общего образования М.М. Халидов, профессор кафедры психологии ДГПУ, директор ЧОУ СШ «Возрождение», г. Махачкала Понятие адаптации (от латинского слова adapto-приспособляю) возникло в биологии и рассматривалось как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Соответственно социальная адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, выступает одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, включающая в себя принятие индивидом социальной роли. Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения, которая у учащихся пятых классов связана с новым составом класса и учителей и системой деятельности. При этом ситуация новизны выступает для школьника в той или иной степени тревожной, поскольку он переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и т.д. |
|
Почему так необходима опора на мотивацию сотрудничества в профилизации? О.А. Тумко, директор МБОУ «Лицей № 10», г. Батайск Лицей №10 – одно из старейших образовательных учреждений города Батайска. В сентябре 1939 года была открыта средняя железнодорожная школа СКЖД, готовящая будущие кадры для работы на транспорте. Возрождая традиции железнодорожной школы, в марте 2007 года образовательное учреждение защитило статус лицея информационно-технологической направленности.
|
|
Инклюзивное образование |
Приобщение незрячих детей к труду через опытно-экспериментальную деятельность. Конспект НОД на тему: «Посадка лука» М.Д. Побережная, воспитатель, ГБОУ «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, дошкольное отделение, г. Москва Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Из словаря В. Даля: эксперимент (от лат. experimentum) — проба, опыт, метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Из словаря С. Ожегова: эксперимент – опыт, попытка сделать, предпринять что-нибудь. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
|
Дошкольное образование |
Роль игры в экологическом воспитании дошкольников Н.Н. Пылёва, воспитатель МБДОУ «Детский сад КВ «Незабудка», Московская область, г.о. Пущино Богат и многообразен мир природы. Многие века отношение к природе складывалось стихийно. Люди грабили природные ресурсы, угрожающе загрязняли окружающую среду. Мировой океан, огромные территории были превращены в свалки, безвозвратно исчезли ценнейшие виды животных и растений. С каждым годом все толще становится Красная книга исчезающих видов флоры и фауны. Решить вопрос сохранения природы можно путем распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, о правильном использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры
|
Мастер – класс: «Организация и работа исследовательской лаборатории в группе» С.В. Федулова, воспитатель МАОУ «Видновская СОШ №11», Московская область, Ленинский городской округ,пос. Горки Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов, развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. Задачи: · Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности. · Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме. · Повысить уровень мастерства педагогов. · Создание положительного эмоционального климата среди педагогов.
|
|
Экологическое развитие детей: формы и методы Э.Х. Муратова, И.А. Соломатина, Д.В. Шаймуратова, Ж.У. Канбекова, МБДОУ «Детский сад № 106», г. Уфа Целью нашей работы является формирование основ экологической культуры у детей, воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной понимать окружающий мир, с любовью относиться к природе, ценить и беречь ее. Формирование экологического сознания и культуры – длительный процесс становления осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, который начинается в дошкольном детстве.
|