Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) России

Аннотации №9/10-2024 журнала «Образование в современной школе»

Колонка редактора

24 сентября (н.ст.) исполняется 285 лет со дня Рождения русского государственного деятеля, Светлейшего князя, генерала-фельдмаршала, члена Российской академии Григория Александровича Потемкина (Потёмкина-Таврического), 1739-1791гг.

 

Педагогическая трибуна

Лингвокультурологический анализ текста

 Х.К. Мусина, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 1» р.п. Чишмы муниципального района Чишминский, республика Башкортостан

А.А. Латыпова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия Чишминского района», республика Башкортостан

 В настоящее время возрастает интерес к изучению личности через призму ее творчества, речи и принадлежности к определенной нации (культуре). Также увеличивается влияние личностей на поведение их аудитории. Поэтому важно исследовать язык выдающихся личностей с использованием лингвокультурологического подхода для выявления взаимосвязи между языком и культурой, сопоставления ценностей общества и личных убеждений оратора. В этом заключается актуальность данной работы. Объектом исследования являются дневники известных писателей: К. Чуковского  и М. Карима. Цель данной статьи — рассмотреть оценочную лексику из дневников писателей как перспективный объект для лингвокультурологических исследований, который позволит определить взаимосвязь «языка – культуры – личности».

 

Дошкольное образование

Комплексный   подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении

 О.Н. Ивлева,   заведующий МБДОУ «Детский сад № 94», Кемеровская область, г. Новокузнецк 

Е.Н. Алехина, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 94», Кемеровская область, г. Новокузнецк 

 

           Рассматривая дошкольное учреждение как целостную динамическую систему, оптимальное ее жизнеобеспечение возможно лишь при умении руководителя планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу всех участников образовательного процесса.

            Комплексный подход к организации деятельности предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса — педагогов, детей, родителей и социума, что способствует повышению качества предоставляемых образовательных услуг.

 

Вопросы воспитания

Патриотизм как основа воспитания молодежи

 Т.Н. Мелешко, преподаватель  ГБПОУ «Педагогический колледж №18 Митино», г. Москва

          В настоящее время проблема духовно-нравственного здоровья общества и глубоко связанная с ней проблема патриотизма представляется крайне актуальной и общественно-значимой. При этом патриотизм для общества и граждан представляет особую ценность. Патриотическое воспитание студентов, несомненно, является приоритетным направлением и одной из основных задач государственной политики современной России и образования.

Чувство патриотизма прививается человеку с раннего детства. Процесс воспитания непрерывен и осуществляется на протяжении всей жизни. Молодые люди, вступая во взрослую жизнь и становясь полноправными членами общества, привносят в него те идеалы, которые они усвоили в детстве от своих родителей, семьи, школьного воспитания, педагогов.

 

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

 А.М. Мустафина, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 244», г. Уфа

Музыка находится в тесной связи с нравственными поступками человека. Поэтому использую музыку при ознакомлении детей с образом Родины. Для дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» — самое прекрасное слово на Земле. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Все мы проводим праздник 8 марта, на котором также активно привлекаем к участию наших мам. Дети всех возрастных групп, в соответствии со своими возможностями, участвуют в конкурсах, танцуют вместе с мамами.

 

Педагогические технологии

Бережливые технологии: «Тайм менеджмент» в организации и самоорганизации при помощи техники «Распорядок дня»

 С.В. Таенкова, педагог-психолог, МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №14 муниципального образования Тимашевский район», г. Тимашевск, Краснодарский край

Сегодняшние условия многофункциональности и занятости взрослого диктуют необходимость распределения и сбережения времени, а значит, есть потребность научить детей контролировать свою деятельность и задачи, что поможет воспитать в них бережливость, организованность, целеустремленность и обязательность.

На сегодняшний день техника «Распорядок дня» очень актуальна не только для детей разного возраста, но и для взрослых. Многие педагоги и родители отмечают, что дети дошкольного возраста нынешнего поколения, менее организованы и самостоятельны, а это значит, что нас ждет поколение, у которых недостаточно развиты организационные процессы и обязательность в реализации необходимых социальных потребностей. В течение дня они успевают  реализовать слишком маленький объем задач, часто спешат или опаздывают, теряя качество проделанной работы.

 

Педагогическая находка – игровое пособие «Ковер “Цветки  Курая”»

  Р.Ф. Мухамадиева, инструктор по физической культуре; Э.Р.Лукманова, педагог-психолог; Л.Н. Чиглинцева, учитель-логопед; Г.Р. Шайхутдинова, воспитатель; А.А. Давыдова, воспитатель; А.Н. Гизитдинова, воспитатель; В.Е. Трапезникова, воспитатель  МАОУ «Центр образования №15 имени Героя Российской Федерации Сахабутдинова Рифа Раисовича»,  г. Уфа

 

 «Цветок Курая» очень интересен и детям и взрослым. Игры с пособием вызывают у участников бурю положительных эмоций, вносят радость, оживление, способствуют развитию творческой фантазии.

Сшить «ковер» несложно. Берётся лёгкая ткань (подкладочная) двух цветов, и сшивается в круг, обрабатывается пособие по кругу косой бейкой. На равном расстоянии пришиваются петли, чтобы было удобно держать ковер. На «ковре» зеркально изображены «соцветия курая». Каждое «соцветие» – это кармашек, в который вкладываются различные картинки с заданиями

 

 

Аннотации работ IX Всероссийского конкурса профессионального мастерства   «Образование XXI века»

 

Управление образовательной организацией

 А.Х. Ту,  В.В. Морозов. Методические рекомендации по проведению самооценки результатов деятельности школы.

Н.И. Москаленко, Н.А. Москаленко. Модель методической службы ПОУ ИО «Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства».

 Проектная деятельность

 Т.М. Корнеенко, Т.И. Трохименко. Единство семьи и детского сада – источник формирования главных общечеловеческих ценностей нашего государства.

И.А. Бровкина. Классный флаг.

Н.В.Плетнева. Опыт руководства индивидуальным проектом в 10 классе: достижения и вызовы.

О.И Богачева, А.Х. Ту. Развитие древних народных образов в детском городском искусстве

 Е.Ю. Кижаева. Цифровой детокс или живое общение.

А.А. Русанов, Н.И. Москаленко. Международная научно-практическая конференция «Молодежь и наука: от исследовательского поиска к продуктивным решениям» – условие повышения эффективности профессиональной подготовки специалиста.

Е.К. Малая, Ф. Мовчан. Небоскребы советского и американского ар-деко: сравнительный стилистический анализ в социальном контексте.

Е.К. Малая, С.В. Гудкова. Исследование потребительского поведения разных возрастных групп в мобильном приложении “Самокат”.

Организация досуга и внеклассной деятельности

Е.В. Осокина, Г.В. Захаров. Положение о конкурсе творческих проектов «Моя карьера».

В.В. Иванова. Литературная композиция «Грозой оторванный листок». t

 Методические разработки

 А. А.Шарова. Развитие навыков функциональной грамотности на уроках английского языка на начальной ступени образования (на материале урока 2-го класса).

Е. А. Захарова. Формирование УУД через метод проектов на уроках математики в начальной школе.

Д.Л. Гринкевич, Е.С. Гудкова. Программа родительского клуба «МАМАМПАПАМ».

 С.В. Ксенофонтова. Использование образовательных  платформ и ИКТ на уроках математики.

 Н.А. Ледяева. Активные методы при решении текстовых задач на уроке математики.

М.В. Возлинская. ХХVIII олимпиада по математике, логике и лингвистике.

 А.А. Мотаева, С.Г. Гагарина. Урок-экскурсия в природу весной.

В.О. Матвеева,   Ю.С. Хорошилова. Адаптированная образовательная программа дошкольного  образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

М.Н. Захарова, И.С. Разина. Создание условий для творческой реализации детей с особенностями развития средствами хореографического искусства: ДАОП «От ритма к танцу» для детей с ТНР, РАС.

Л.В. Жданова-Бембель, С.А. Минина.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

И.В. Каракашева. Методическая разработка урока «Формула полной вероятности».

Е.К. Малая. Круглый стол для 8-9 класса об использовании компьютерных нейросетей в искусстве (“ИИ и/или искусство

В.П. Долматов. Курс физики для 7-9 классов, построенный по системе развивающего обучения Давыдова-Эльконина.

 Е. Е. Говорова. Методическая разработка урока-погружения в событие (заседание Гражданского суда) в 8 классе» .

Е.Н. Александрова, Д.Ю. Завада. Всё о железных дорогах и дальше – больше.

А.Г. Огурцова. Парциальная программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Пластилиновая сказка». kri3sti@yandex.ru

С.Н. Чусовская. Кластер – как метод обучения в начальных классах.

Т.В. Тегза. Методическая разработка урока «Виды токарных станков, их назначение и использование».

С.А. Вербецкая, Т.Ю. Вергун. Урок проверки и коррекции знаний и умений  в 7 классе по теме «Canterville ghost» (Кентервильское привидение).

В.А. Зашихин, Н.В. Карловская, Т.В. Кондратова. Рабочая программа «Родные истоки» для обучающихся 1–4 классов.

Н.Ю. Волкова, Е.В. Герасимато, И.В. Тимошенко. Модель психологической службы ДОУ.

И.З. Арсланов. Академический учебный рисунок античной гипсовой головы. 

Т.В. Дышко, А.А. Кривандина. Школьный поход в лес.

С.Г. Смирнова, И.Г. Беседина. Игра-путешествие «Вокруг света»

 

Наша библиотека

Простые истины

К. Зимина

 

Есть много добрых книг на свете —     

Рассказов, сказок, и стихов,                

На них росли, взрослея, дети –

Так было испокон веков…                           

Сейчас история иная –

Кругом всесильный Интернет!

Он может всё, и всё он знает —

Пусть будет так – вопросов нет!…

Кому нужна «макулатура»,

Когда есть игры и тик-ток?

Анахронизмом стали книги

И пошлость встала на поток…

Твердят, что книги устарели,

Но понимание придёт:

Что каждый в них себя увидит      

И весь огромный мир найдёт!

И как, скажи, узнает кроха,

Придя в огромный мир людей,

Что хорошо, а что есть плохо?

И кто герой, а кто — злодей?

Что есть Добро и Милосердье,

А что есть завить и порок,                 

Что зло плетёт силки усердно,

Чтоб каждый угодить в них мог.       

 А разве не из книг мы знаем:

Наказан будет тот злодей

Который дерзко посягает               

На жизнь и счастие людей!

Пусть зло жестоко и коварно,

Оно глумится и вредит,

Зато  из книг мы твёрдо знаем:   

Добро, конечно, победит!

Что есть семьи любовь и дружба —

Опора наша и оплот,

Плечо подставят, если нужно

Ну, если вдруг не повезёт!

Что как бы ни было нам туго,

Как трудно ни было б порой,

Но рядом есть поддержка друга,

А друг за друга мы горой!

Малыш приходит в мир, не зная

Его законов и тревог,

Ещё пока не понимая,

Кто б разобраться в нём помог!                     

Ищите в книгах  ключ волшебный         

Что мир откроет малышам!

Читайте детям сказки на ночь,

«И по делам воздастся Вам!»…