Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) России

Аннотации №11/12-2023 журнала «Образование в современной школе»

Колонка редактора

13 декабря исполняется 150 лет со дня рождения Валерия Яковлевича Брюсова — русского поэта, прозаика, драматурга, историка. теоретика и основоположника русского символизма.

Конференции

IV Межрегиональная  научно-практической конференция «Актуальные вопросы современного  образования», г. Самара.

20-21  сентября 2023 года в Самаре прошла IV Межрегиональная  научно-практическая конференция АсНООР России  «Актуальные вопросы современного  образования».

Организаторы:  АсНООР России,   Самарское отделение АсНООР России.

При поддержке: Губернатора Самарской области, Министерства образования и науки Самарской области,  Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области, Администрации городского округа Самара,  Журнала «Образование в современной школе».

 

Педагогическая трибуна

Организация работы по наставничеству для высокопрофессиональной и качественной реализации дополнительных общеобразовательных программ в учреждении дополнительного образования

 С.Н. Киланова, директор МАОУ ДО  Городского округа Балашиха «Центр художественно-технического и инновационного развития», Московская область

Педагоги и наставники – это основа любого общества. Если вспоминать о великих личностях в истории, то обязательно рядом с ними встают великие имена их наставников, например,  Александра Македонского и Аристотеля.

Образование в жизни общества всегда было значимым, оно  влияет на развитие экономики государства, даёт толчок развитию культуры, воспитывает культуру поведения людей. Образование дает людям возможность получить профессию и быть востребованным специалистом в обществе. В России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, годом людей — проводников в будущее, чья миссия — формировать личность ребёнка, его духовность, опыт и знания. Основной лейтмотив Года наставника и педагога – это выражение благодарности всем тем, кто нас учит, любит, воспитывает, «проживает» с нами трудные и счастливые моменты. В этот год мы уверены, что впереди нас ждут интересные события, которые покажут всю важность людей, чья миссия просвещать и воспитывать новое поколения в лучших традициях нашего образования. И самое главное — будет собран в единое целое бесценный опыт работы педагогов и наставников.

 

Педагогические технологии

Развитие представлений младших школьников о профессиях через общее и дополнительное образование: методы и практики

Е.Е. Давыдова, учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 1575», г. Москва

Профессиональная деятельность имеет важное значение, как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Родители задумываются о будущей профессии своих детей почти с самого их рождения, внимательно следя за  склонностями своих детей и их интересами, чтобы иметь возможность определить их профессиональную направленность.

 

Работа с высокомотивированными и одаренными учащимися  по английскому языку

(пример урока КСО (коллективный способ обучения) для 4 класса, где учителями выступают высокомотивированные и одаренные обучающиеся)

Т.Н. Коробкова, учитель иностранных языков МБОУ «Развилковская СОШ с УИОП», Ленинский городской округ Московской области

 У каждого учителя есть оценочный лист, в котором после выполнения задания, он обводит отметку — 5,4,3. На доске изображена таблица с именами учеников и типами заданий, как только задания выполняются учитель, передвигает магнит на следующий этап.

Немного о современном уроке

Л.В. Климина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гатчинский лицей №3», Ленинградская обл., г. Гатчина

 Перед современным учителем стоит нелегкая задача: в наш век повсеместной компьютеризации необходимо не только обучать, но и прививать любовь к чтению, работать с мотивацией учащихся к обучению. Кроме этого процесс обучения должен быть индивидуально-дифференцированным.

  Реализовать поставленные задачи гораздо проще, если привлечь внимание учеников, заинтересовав их необычными, на первый взгляд, заданиями. Задания должны соответствовать уже имеющимся у школьников знаниям, умениям и навыкам.

 

Здоровье сберегающие технологии

Педагогическая диагностика уровня сформированности пространственных представлений у младших школьников  с нарушениями опорно-двигательного аппарата

  Е.М. Усова, учитель ГОКУ Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 20 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Иркутска»

А.В. Берегова, учитель ГОКУ Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 20  для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Иркутска»

Н.И. Лямзина, учитель ГОКУ Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 20  для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Иркутска»

 Умение ориентироваться в пространстве — это то фундаментальное умение, которое лежит в основе формирования школьно-значимых функций.

 У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) одним из первостепенных является нарушение пространственных представлений, которое усложняют  процесс обучения. У данных детей с трудом формируются пространственные понятия, они затрудняются  в  понимании  наречий и предлогов, отражающих  пространственные  направления. Большая часть  детей  с  НОДА  не определяют  пространственные  взаимоотношения, так как присутствует нарушение  целостного  образа  предметов.  Часто отмечаются  оптико-пространственные  проблемы,  им  трудно  копировать, писать и  рисовать, присутствуют  трудности при овладении счетом и т.д. Эти отклонения в развитии требуют целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия.

 

Дошкольное образование

Принимаю чувства ребенка…

С.С.Фоломеева, старший методист ГБОУ Школа №138, г.Москва

Н.Д.Климкина, старший воспитатель ГБОУ Школа №138, г.Москва

В настоящее время особое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения. С самого рождения и на протяжении всего детства на детей направлены все действия воспитательного характера, дабы воспитание сейчас находится в эпицентре всех событий, связанных с жизнью ребенка.

 Взрослый, будь то педагог или родитель, должен владеть всеми умениями в разрешении различных ситуаций, в которые попадает ребенок. А самое главное, правильно понять ребенка и принять его чувства. Именно правильная позиция взрослого решает дальнейшее воспитание ребенка. Оказывается, это не так просто, как кажется.

 

Подвижная игра «Ботлбол» как средство психофизического и социально-коммуникативного развития дошкольников

Е.Н. Бутрова, инструктор по физической культуре, дошкольное отделение 1 МБДОУ «СОШ №5 с углублённым изучением отдельных предметов», мкрн. Климовск, г. о. Подольск Московской области

 В условиях современного общества проблема здоровья детей стоит как никогда остро. Очевидно, что только здоровый ребенок способен в полной мере достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития.

Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболеваний, но и как способность организма быстро адаптироваться к изменчивым условиям внешней среды.

Важнейшей задачей дошкольной образовательной организации, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО пункт 1.6), является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

Развитие пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной изобразительной техники пластилинография

 Е.Г. Рыбакова, старший воспитатель МБОУ «СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов», мкрн. Климовск, г. о. Подольск Московской области

Одной из значимых тенденций в области художественно-эстетического развития дошкольников является использование разнообразных изобразительных техник. В современном дошкольном образовании широко применяют нетрадиционные изобразительные техники.

Одной из таких изобразительных техник, которая все чаще используется в дошкольных организациях для развития пластического творчества дошкольников, является пластилинография. Пластилинография — это создание плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по поверхности.

 

Инклюзивное образование

Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой детей с ОВЗ как условие для формирования у дошкольников начал социальной активности — социальных чувств и личностных качеств

 М.А. Логвинова, старший воспитатель МБДОУ МО «Детский сад № 179», г. Краснодар  

М.А. Таран, учитель-дефектолог МБДОУ МО «Детский сад № 179»,  г. Краснодар

И.А. Камкина, педагог-психолог МБДОУ МО «Детский сад № 179», г. Краснодар

 Социальная   активность дошкольников с нормальным развитием характеризуется  свободным  характером  деятельности с  элементами творчества, способностью детей выражать свое отношение к действительности через  создание  чего-то нового и полезного для окружающих, их умением выстраивать отношения с взрослыми и  сверстниками на основе знаний и соблюдения правил  поведения в обществе,  стремлением получить одобрение своих действий и поступков у взрослых, проявлением  у детей в общественно полезной деятельности таких личностных качеств, как бескорыстие, гуманность, милосердие, ответственность.   

 

Вопросы воспитания

Сценарий совместного с родителями физкультурного досуга детей средней группы по сказке «Теремок»

 С.В. Гусева, воспитатель ГБОУ «Школа № 2010», дошкольное отделение «Радуга»,  г. Москва

Э.А. Севкаева, воспитатель ГБОУ «Школа № 2010», дошкольное отделение «Радуга», г. Москва

В.В. Сидорова, воспитатель ГБОУ «Школа № 2010», дошкольное отделение «Радуга», г. Москва

Е.И. Желтоножская, воспитатель ГБОУ «Школа № 2010», дошкольное отделение «Радуга», г. Москва

 В работе дошкольного образовательного учреждения с семьёй  совместный спортивный досуг  родителей и детей укрепляет духовное и физическое здоровье ребёнка, расширяет кругозор у детей, формирует уверенность в общении с взрослыми и  лёгкость в общении со сверстниками. Досуг — важнейшее средство социализации и индивидуализации личности.

 

Формирование самооценки  как средство повышения познавательного интереса обучающихся

 Н.В. Осотова, МБОУ «Лицей №136 им. Героя Российской Федерации Сидорова Романа Викторовича», г. Новосибирск

 Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Она играет очень важную роль в повышении качества обучения, организации результативного управления своим  поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

Задачи самооценки:

  • активизация познавательной деятельности и интереса к предметам;
  • формирование умения ставить цель и находить пути, средства к еѐ достижению;
  • формирование умения контроля и самоконтроля;
  • приобщение к поисковой и творческой деятельности.

Юные таланты

Задача о разрезании квадрата на квадраты разных размеров

Максим Урсул, учащийся ЧОУ «Лицей №1 «Спутник», г. Самара

Научные руководители:

В.А. Алякин, к.ф-м.н.,  доцент кафедры функционального анализа и теории функций Самарского Национально-Исследовательского Университета им. С.И .Королева

 М.М. Ларионова, учитель математики ЧОУ «Лицей №1 «Спутник», г. Самара

В книгах по занимательной математике и на школьных олимпиадах предлагаются различные задачи на разрезание фигур. Однако в последние годы задачи на разрезание перестали быть только предметом школьных математических соревнований и интеллектуальных развлечений. В связи с развитием вычислительной техники и большого числа прикладных задач, принадлежащих к так называемой дискретной математике, задачи на разрезание стали применяться при решении серьезных математических задач (см. [2], стр. 253). Поэтому тема настоящей работы является актуальной.

Среди множества задач на разрезание выделим две задачи, близкие нашей теме, о разрезании квадрата на меньшие квадраты. Первая из них — это пользующаяся наибольшей известностью задача о разрезании квадрата на конечное число попарно неравных между собой квадратов. Коротко такое разрезание называется квадрированием квадрата.

Вторая задача — это задача о возможности разрезания квадрата, длина стороны которого — целое число, — на меньшие квадраты с целочисленными сторонами без использования квадратов с длиной стороны

 

Наставничество

Модель наставничества «учитель-ученик» в практике МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 183 имени Р.Алексеева»

И.В Горячкина, директор МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 183 имени Р.Алексеева», г.Нижний Новгород

Н.В. Козловцева, заместитель директора МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 183 имени Р.Алексеева», г.Нижний Новгород

В настоящий момент в России происходят радикальные изменения в образовательной и социокультурной сферах. Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена  в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе  духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации. Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции.   Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся.

 

Наша библиотека

К.Зимина. Стихотворение «Наш Трезор»