Аннотации №11/12-2023 журнала «Образование в современной школе»
Колонка редактора |
13 декабря исполняется 150 лет со дня рождения Валерия Яковлевича Брюсова — русского поэта, прозаика, драматурга, историка. теоретика и основоположника русского символизма. |
Конференции |
IV Межрегиональная научно-практической конференция «Актуальные вопросы современного образования», г. Самара. 20-21 сентября 2023 года в Самаре прошла IV Межрегиональная научно-практическая конференция АсНООР России «Актуальные вопросы современного образования». Организаторы: АсНООР России, Самарское отделение АсНООР России. При поддержке: Губернатора Самарской области, Министерства образования и науки Самарской области, Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области, Администрации городского округа Самара, Журнала «Образование в современной школе».
|
Педагогическая трибуна |
Организация работы по наставничеству для высокопрофессиональной и качественной реализации дополнительных общеобразовательных программ в учреждении дополнительного образования С.Н. Киланова, директор МАОУ ДО Городского округа Балашиха «Центр художественно-технического и инновационного развития», Московская область Педагоги и наставники – это основа любого общества. Если вспоминать о великих личностях в истории, то обязательно рядом с ними встают великие имена их наставников, например, Александра Македонского и Аристотеля. Образование в жизни общества всегда было значимым, оно влияет на развитие экономики государства, даёт толчок развитию культуры, воспитывает культуру поведения людей. Образование дает людям возможность получить профессию и быть востребованным специалистом в обществе. В России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, годом людей — проводников в будущее, чья миссия — формировать личность ребёнка, его духовность, опыт и знания. Основной лейтмотив Года наставника и педагога – это выражение благодарности всем тем, кто нас учит, любит, воспитывает, «проживает» с нами трудные и счастливые моменты. В этот год мы уверены, что впереди нас ждут интересные события, которые покажут всю важность людей, чья миссия просвещать и воспитывать новое поколения в лучших традициях нашего образования. И самое главное — будет собран в единое целое бесценный опыт работы педагогов и наставников.
|
Педагогические технологии |
Развитие представлений младших школьников о профессиях через общее и дополнительное образование: методы и практики Е.Е. Давыдова, учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 1575», г. Москва Профессиональная деятельность имеет важное значение, как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Родители задумываются о будущей профессии своих детей почти с самого их рождения, внимательно следя за склонностями своих детей и их интересами, чтобы иметь возможность определить их профессиональную направленность.
|
Работа с высокомотивированными и одаренными учащимися по английскому языку (пример урока КСО (коллективный способ обучения) для 4 класса, где учителями выступают высокомотивированные и одаренные обучающиеся) Т.Н. Коробкова, учитель иностранных языков МБОУ «Развилковская СОШ с УИОП», Ленинский городской округ Московской области У каждого учителя есть оценочный лист, в котором после выполнения задания, он обводит отметку — 5,4,3. На доске изображена таблица с именами учеников и типами заданий, как только задания выполняются учитель, передвигает магнит на следующий этап. |
|
Немного о современном уроке Л.В. Климина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гатчинский лицей №3», Ленинградская обл., г. Гатчина Перед современным учителем стоит нелегкая задача: в наш век повсеместной компьютеризации необходимо не только обучать, но и прививать любовь к чтению, работать с мотивацией учащихся к обучению. Кроме этого процесс обучения должен быть индивидуально-дифференцированным. Реализовать поставленные задачи гораздо проще, если привлечь внимание учеников, заинтересовав их необычными, на первый взгляд, заданиями. Задания должны соответствовать уже имеющимся у школьников знаниям, умениям и навыкам.
|
|
Здоровье сберегающие технологии |
Педагогическая диагностика уровня сформированности пространственных представлений у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата Е.М. Усова, учитель ГОКУ Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 20 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Иркутска» А.В. Берегова, учитель ГОКУ Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 20 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Иркутска» Н.И. Лямзина, учитель ГОКУ Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 20 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Иркутска» Умение ориентироваться в пространстве — это то фундаментальное умение, которое лежит в основе формирования школьно-значимых функций. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) одним из первостепенных является нарушение пространственных представлений, которое усложняют процесс обучения. У данных детей с трудом формируются пространственные понятия, они затрудняются в понимании наречий и предлогов, отражающих пространственные направления. Большая часть детей с НОДА не определяют пространственные взаимоотношения, так как присутствует нарушение целостного образа предметов. Часто отмечаются оптико-пространственные проблемы, им трудно копировать, писать и рисовать, присутствуют трудности при овладении счетом и т.д. Эти отклонения в развитии требуют целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия.
|
Дошкольное образование |
Принимаю чувства ребенка… С.С.Фоломеева, старший методист ГБОУ Школа №138, г.Москва Н.Д.Климкина, старший воспитатель ГБОУ Школа №138, г.Москва В настоящее время особое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения. С самого рождения и на протяжении всего детства на детей направлены все действия воспитательного характера, дабы воспитание сейчас находится в эпицентре всех событий, связанных с жизнью ребенка. Взрослый, будь то педагог или родитель, должен владеть всеми умениями в разрешении различных ситуаций, в которые попадает ребенок. А самое главное, правильно понять ребенка и принять его чувства. Именно правильная позиция взрослого решает дальнейшее воспитание ребенка. Оказывается, это не так просто, как кажется.
|
Подвижная игра «Ботлбол» как средство психофизического и социально-коммуникативного развития дошкольников Е.Н. Бутрова, инструктор по физической культуре, дошкольное отделение 1 МБДОУ «СОШ №5 с углублённым изучением отдельных предметов», мкрн. Климовск, г. о. Подольск Московской области В условиях современного общества проблема здоровья детей стоит как никогда остро. Очевидно, что только здоровый ребенок способен в полной мере достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития. Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболеваний, но и как способность организма быстро адаптироваться к изменчивым условиям внешней среды. Важнейшей задачей дошкольной образовательной организации, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО пункт 1.6), является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей |
|
Развитие пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной изобразительной техники пластилинография Е.Г. Рыбакова, старший воспитатель МБОУ «СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов», мкрн. Климовск, г. о. Подольск Московской области Одной из значимых тенденций в области художественно-эстетического развития дошкольников является использование разнообразных изобразительных техник. В современном дошкольном образовании широко применяют нетрадиционные изобразительные техники. Одной из таких изобразительных техник, которая все чаще используется в дошкольных организациях для развития пластического творчества дошкольников, является пластилинография. Пластилинография — это создание плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по поверхности.
|
|
Инклюзивное образование |
Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой детей с ОВЗ как условие для формирования у дошкольников начал социальной активности — социальных чувств и личностных качеств М.А. Логвинова, старший воспитатель МБДОУ МО «Детский сад № 179», г. Краснодар М.А. Таран, учитель-дефектолог МБДОУ МО «Детский сад № 179», г. Краснодар И.А. Камкина, педагог-психолог МБДОУ МО «Детский сад № 179», г. Краснодар Социальная активность дошкольников с нормальным развитием характеризуется свободным характером деятельности с элементами творчества, способностью детей выражать свое отношение к действительности через создание чего-то нового и полезного для окружающих, их умением выстраивать отношения с взрослыми и сверстниками на основе знаний и соблюдения правил поведения в обществе, стремлением получить одобрение своих действий и поступков у взрослых, проявлением у детей в общественно полезной деятельности таких личностных качеств, как бескорыстие, гуманность, милосердие, ответственность.
|
Вопросы воспитания |
Сценарий совместного с родителями физкультурного досуга детей средней группы по сказке «Теремок» С.В. Гусева, воспитатель ГБОУ «Школа № 2010», дошкольное отделение «Радуга», г. Москва Э.А. Севкаева, воспитатель ГБОУ «Школа № 2010», дошкольное отделение «Радуга», г. Москва В.В. Сидорова, воспитатель ГБОУ «Школа № 2010», дошкольное отделение «Радуга», г. Москва Е.И. Желтоножская, воспитатель ГБОУ «Школа № 2010», дошкольное отделение «Радуга», г. Москва В работе дошкольного образовательного учреждения с семьёй совместный спортивный досуг родителей и детей укрепляет духовное и физическое здоровье ребёнка, расширяет кругозор у детей, формирует уверенность в общении с взрослыми и лёгкость в общении со сверстниками. Досуг — важнейшее средство социализации и индивидуализации личности.
|
Формирование самооценки как средство повышения познавательного интереса обучающихся Н.В. Осотова, МБОУ «Лицей №136 им. Героя Российской Федерации Сидорова Романа Викторовича», г. Новосибирск Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Она играет очень важную роль в повышении качества обучения, организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство. Задачи самооценки:
|
|
Юные таланты |
Задача о разрезании квадрата на квадраты разных размеров Максим Урсул, учащийся ЧОУ «Лицей №1 «Спутник», г. Самара Научные руководители: В.А. Алякин, к.ф-м.н., доцент кафедры функционального анализа и теории функций Самарского Национально-Исследовательского Университета им. С.И .Королева М.М. Ларионова, учитель математики ЧОУ «Лицей №1 «Спутник», г. Самара В книгах по занимательной математике и на школьных олимпиадах предлагаются различные задачи на разрезание фигур. Однако в последние годы задачи на разрезание перестали быть только предметом школьных математических соревнований и интеллектуальных развлечений. В связи с развитием вычислительной техники и большого числа прикладных задач, принадлежащих к так называемой дискретной математике, задачи на разрезание стали применяться при решении серьезных математических задач (см. [2], стр. 253). Поэтому тема настоящей работы является актуальной. Среди множества задач на разрезание выделим две задачи, близкие нашей теме, о разрезании квадрата на меньшие квадраты. Первая из них — это пользующаяся наибольшей известностью задача о разрезании квадрата на конечное число попарно неравных между собой квадратов. Коротко такое разрезание называется квадрированием квадрата. Вторая задача — это задача о возможности разрезания квадрата, длина стороны которого — целое число, — на меньшие квадраты с целочисленными сторонами без использования квадратов с длиной стороны
|
Наставничество |
Модель наставничества «учитель-ученик» в практике МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 183 имени Р.Алексеева» И.В Горячкина, директор МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 183 имени Р.Алексеева», г.Нижний Новгород Н.В. Козловцева, заместитель директора МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 183 имени Р.Алексеева», г.Нижний Новгород В настоящий момент в России происходят радикальные изменения в образовательной и социокультурной сферах. Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации. Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся.
|
Наша библиотека |
К.Зимина. Стихотворение «Наш Трезор»
|