Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) России

Аннотации №5/6-2024 журнала «Образование в современной школе»

Аннотации №5/6-2024 журнала «Образование в современной школе»

 

Колонка редактора

3 мая исполнилось 555 лет с дня рождения Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянского мыслителя, философа,  политического деятеля, автора военно-теоретических трудов.

 

Педагогические технологии

Использование возможностей интерактивного стола на уроках математики    при формировании математических представлений     у учащихся с интеллектуальными нарушениями

Н.Ю. Егорова, учитель начальных классов МОКУ С(К)ОШ-И № 34Ю г. Якутск

Целью реализации проекта «Доброшкола» является создание современных условий для обучения и воспитания детей  с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья путем обновления инфраструктуры образовательной организации, которое влечет за собой изменение содержания и повышение качества образовательного процесса.

При использовании интерактивных игр и упражнений многие проблемы отступают на второй план. Конечно, для ребенка это просто игра, но сколько возможностей открывается для педагога! Одновременно решаются задачи обучения, отработки и закрепления материала. У детей данный вид игр вызывает огромный эмоциональный отклик и желание   заниматься

Применение нейропсихологических игр и упражнений в практике детского специалиста

 Н.В. Чеганова, педагог-психолог ОАНО «Средняя школа «Центр Образования «Столичный», г. Москва

Современное общество стремительно развивается. Одновременно с научно-техническим прогрессом и цифровизацией увеличивается число детей, имеющих нарушения речи. У таких детей, как правило, наблюдаются и другие трудности: в области психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферах.  Причиной этого часто являются дисгармоничность созревания головного мозга и нарушение межполушарного взаимодействия.

Известно, что каждое полушарие имеет вою «зону ответственности». Так, правое отвечает за ориентацию в пространстве, обработку большого объема информации, воображение, творческое мышление. Левое – за память, абстрактное мышление, анализ информации и т.д. Важно объединить оба полушария в единую целостную систему.

 

Современная педагогическая технология в рамках обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО в виде «профессиональных проб» как одного из механизмов в работе по профориентации

 О.А. Арсентьева, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 10», Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медведовская

Статья является аналитическим отчетом интегрированного профориентационного направления по работе в области сетевого взаимодействия СПО и СОШ.

Автор имеет богатый опыт проведения и организации данных мероприятий. В статье подробно описана современная педагогическая профориентационная технология «профессиональных проб», которая заключается в «погружении в профессию» будущих абитуриентов («Один день в техникуме»). При работе активно применяется принцип профессионального события – «не навреди», который заключен в предварительных проф. тестированиях и итоговой диагностики по раннему определению в проф. деятельности.

Таким образом, современная педагогическая технология в рамках, обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО в виде профессиональных проб помогает обучающимся «погрузиться в профессию», «потрогать» профессию руками, понять: нравится – не нравится.  Общение и «погружение» в студенческую жизнь позволяет ребятам посмотреть своими глазами на организацию студенческого уклада и принять ответственное решение в собственном выборе профессии, а также места и формы обучения.

 

Междисциплинарный экзамен  как профильный инструментарий в оценке качества обученности и аттестации учащихся

 М.А. Величкина, учитель физики ГБОУ «Школа №1551»,г. Москва

Внедрение обновленных образовательных стандартов и переход образования на профильное обучение подразумевает использование в оценке качества обученности учащихся профильного   инструментария для оценивания результатов освоения образовательных программ. 

В данной статье   представлена программа   междисциплинарного экзамена по физике и математике, которая расширяет возможности системы оценки качества образовательных достижений, учащихся по данным дисциплинам в профильных классах, позволяющая оценивать сформированные   учебные компетентности учащихся, а также межпредметные знания и умения.

 

Секреты успешной подготовки к экзаменам

 А.В.  Тахтай, педагог-психолог ОАНО «Средняя школа «Центр Образования «Столичный», г. Москва

Многие ученики 9-го и 11-го классов испытывают беспокойство при подготовке к экзаменам. Фактором, запускающим беспокойство, может стать любая мелочь, порой мало связанная с экзаменом. Даже когда всё идет «по плану», ученики допускают мысль: «А что, если я всё же не сдам?». Спешу заверить: такие мысли можно и нужно качественно прорабатывать, чтобы они не доставляли дискомфорт.

В представленной статье показано, каким образом можно справиться с беспокойством и успешно сдать экзамены.

 

Проблемы и поиски путей решения в реализации предметной деятельности «Технология» обучающимся основной общеобразовательной школы

 Я.С. Полихронова, учитель технологии МБОУ СОШ № 10 им. А.С. Пушкина, Краснодарский край, Тимашевский район, станица Медвёдовская

 

Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразующая деятельность человека. Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.

Стержнем названной концепции является технология. Особенностью предмета «Технология» является введение обучающихся в мир духовной и материальной культуры. Если с духовной культурой, наряду с технологией, учащиеся знакомятся на уроках литературы, истории и др., то мир материальной культуры, в котором существует современный человек, другими школьными предметами не рассматривается, что затрудняет адаптацию школьников в современном социуме. Технология включает в себя приобретение и практическое применение теоретических знаний. Современные уроки технологии – площадка для успеха и созидания, ведь они призваны пробудить мысль, взволновать душу ребенка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех.

 

Педагогическая трибуна

Роль классного руководителя в современной школе

 И.Н. Симбиркина, учитель английского и немецкого языков  ГБОУ «Школа № 1392 им. Д. Рябинкина», г. Москва         

 

     Не так уж много в нашем мире профессий, которые направлены на служение людям. Профессия учителя одна из них. Учитель призван служить людям, обществу. От его работы зависит будущее не только каждого человека в отдельности, но и всего государства. Задача учителя не ограничивается передачей багажа знаний, он должен научить думать, рассуждать, принимать правильные решения. Учитель знакомит учеников с нравственными ценностями, объясняет, что такое добро и что такое зло. Он учит взаимодействовать с другими людьми, дружить, разрешать возникшие конфликты. И, наконец, учитель учит любить свою Родину, свою страну.

    Роль классного руководителя в современном мире невероятно велика. Ему доверено тридцать, а порой и более юных душ, нравственное воспитание которых будет зависеть от их старшего товарища. Я уверенна, что именно товарища, так как классный руководитель в современной школе должен быть не только наставником, но и в какой-то мере другом для своих учеников, конечно же, соблюдая иерархию.

 

Дошкольное образование

Применение прикладных кинезиологических упражнений для стимулирования когнитивного развития детей дошкольного возраста

 Ю.А. Петухова, воспитатель МОУ «Пестрецовская основная школа» Ярославского муниципального района» (дошкольное отделение), Ярославская область, д. Пестрецово

Современные дети часто сталкиваются с проблемами  сидячего образа жизни и избытком цифровых развлечений, что может негативно сказаться на их физическом и когнитивном развитии. Прикладные кинезиологические упражнения представляют собой актуальный инструмент для преодоления этих проблем, так как они объединяют физическую активность и обучение, способствуют развитию когнитивных навыков детей.

 

Сказка как средство формирования диалоговой речи у детей 4–5 лет в НОД

 И.А. Волостнова, воспитатель МБДОУ № 37 «Весёлые Нотки»,  г. Калуга

В настоящее время большое количество научно-исследовательских работ педагогов и психологов посвящается изучению проблемы речевого творчества дошкольников. В свете комплексного подхода к развитию речи приоритетной задачей является развитие связной речи детей дошкольного возраста, поскольку основная, коммуникативная функция языка и речи реализуется именно в связной речи (диалоге и монологе). Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывания является одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, социальной значимостью и ролью речи в формировании личности.

 

Вопросы воспитания

Развитие и социализация ребенка в руках пунктуальных и дисциплинированных родителей

 Н.Г. Набиева, воспитатель билингвальной группы ГБОУ «Школа 138», г. Москва

 Некоторые родители ошибочно полагают, что дисциплина является ограничением и отбирает у ребенка радость и непосредственность детства, делая его несчастным. Однако это далеко не так. Дисциплина — это правила, осознанно принятые ребенком. Ребенок следует этим правилам не от страха перед наказанием, а потому что он осознает, что это необходимо.

Для детей необходимо иметь установленный режим дня, порядок и нормы поведения. И они ждут этих правил, потому что дисциплина не только делает их жизнь понятной, но и создает чувство безопасности. Вы наверняка замечали и замечаете, что маленькие дети любят, чтобы всё было «по правилам».

 

Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьей

О.В.Ермакова, воспитатель МАОУ Востряковский лицей №1, Московская область, г.Домодедово

             В современных условиях общественного развития особое внимание уделяется потенциалу семейного воспитания, что повышает требования к выполнению родителями своих функций, и уровню их компетентности в вопросах воспитания и развития ребенка.

С того момента, как ребенок стал воспитанником дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), педагоги и родители формируют коллектив, объединенный общими интересами воспитания и обучения детей. Насколько успешно сложатся взаимоотношения в этом коллективе, настолько успешно будет проходить адаптация, социализация, воспитание и обучение дошкольника, ведь главная ценность в дошкольном образовании – это личность ребенка, его развитие, социальная поддержка и защита.

 

 

Литературно-музыкальный досуг по сказкам Г.Х.Андерсена.

С.В.Щуплова, учитель-логопед ГБОУ Школа № 1544, г. Москва,

И.С.Ерохина, учитель-логопед ГБОУ Школа № 2097, г. Москва,

Ю.В.Резаева, учитель музыки ГБОУ Школа № 1544, г. Москва.

 

В статье предлагаются задания и упражнения, направленные на развитие речевой и познавательной активности детей, умение сравнивать, обобщать и делать выводы, отвечать на вопросы полным предложением, совершенствование монологической речи. Выполнение данных заданий способствует развитию мышления, воображения, зрительной памяти, наблюдательности, формированию интереса и любви к художественной литературе.

 

Конкурсы

Всероссийский конкурс профессионального мастерства  «Инновационная образовательная организация — 2023»

 

 Номинация «Инновации в  образовании»

А.Н. Потапова, А.Р. Фоменкова. Методическая разработка «Развитие письменной речи на уроках русского языка во 2 классе у детей с задержкой психического развития».

 

Номинация «Инновации в  воспитании»

Е.В. Барышевская, Н.Е. Мануковская. «Осенины — осени именины».

Ю. А. Гнеушева. Парциальная программа «Школа королевы Геры».

С.М. Шингаев, Е.В. Юркова. Формирование и развитие эмоционального интеллекта у участников образовательных отношений.

В.О. Матвеева, И.А. Швалёва. Парциальная программа «Юный помощник спасателя МЧС».

И.Н.Киршина, А.А. Винокурова. Правнукам Победы о Великой Отечественной войне.

Г.Э. Перепелкина.  Сценарий «Новые приключения Чиполлино».

И.Л. Багомедова, М.Ю. Раздорских. «Шагаем в сказки вместе».

М.А. Иванова, И.В. Тарасова.  «Чудесный мир народного творчества».

Е.В. Мякинина, И.В. Тарасова. «Сказка доброму научит».

Т.С. Стащак, Е.М. Лукшина. «Разноцветный мир».

Т.С. Стащак, Е.М. Лукшина. «Репка, с нами поиграй!»

И.А. Присяжных, С.Н. Колесниченко. Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Агрокомплекс «Детский».

 

Наша библиотека

 

Победители

К. Зимина

Уходят старики, уходят ветераны,

Войны прошедшей помнящие дни,

И пусть давно их затянулись раны,

Но никогда не заживут они!

Последние из тех, кто в страшную годину,

Сжав зубы, шел с фашистом в смертный бой,

Кто не умел прожить «наполовину»,

Кто Родину свою закрыл собой!

Их юность, опалённая войною,

Промчалась, будто не было её…

Такой удел им послан был судьбою –

Громить и гнать фашистское зверьё!

Не струсили они, не побежали

Не спрятались по норам и лесам,

Не ждали – «кто-кого» и не дрожали,

Укрывшись по враждебным городам…

Потом, когда с Победою вернулись,

По Красной площади прошли, чеканя шаг,

И сбросили со свастикой знамёна,

Чтоб помнил мир, кем был повержен враг!

Победу вырвали и всё преодолели,

Хоть цену страшную пришлось им заплатить!

Всё потому, что Родину любили

И мир, и жизнь хотели защитить!…

Глядят они на нас с немым вопросом,

Их прямо в душу проникает взор:

Опять тот враг наш хрупкий мир нарушил,

И хочет взять реванш за свой позор!

«С мечом пришёл» и нашу землю топчет,

Как видно впрок наука не идёт!

Нас испытать на прочность снова хочет,

Согнуть и уничтожить наш народ!

Но помним мы ту истину простую,

Что силы нам из века в век даёт:

«Кто к нам с мечом пожалует в Россию,

Тот от меча бесславно и падёт!»

Вы – внуки Победителей, ребята!

Час испытаний снова настает

Ряды сомкните, как и мы когда-то,

Когда Отчизна снова призовёт!                          

Её мы отстоим, в том нет сомненья,

Разгромлен будет враг и побежит

И вопреки всем «компетентным мненьям»

Россия победит и будет жить!