Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) России

Аннотации №7/8-2024 журнала «Образование в современной школе»

Аннотации №7/8-2024 журнала «Образование в современной школе»

 

Колонка редактора

30 июля исполняется 270 лет со дня рождения одного из наиболее почитаемых святых в истории Русской Православной Церкви — преподобного Серафима Саровского. 

 

Педагогические технологии

Речевое развитие старших дошкольников с ТНР в свете реализации  ФАОП ДО

 Е.С. Касимова, воспитатель детского сада МБДОУ ДС №221,г. Челябинск

 

Проблема речевого развития старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является особенно актуальной, так как затрагивает множество детей, которые испытывают сложности в общении и восприятии информации. Эти нарушения могут включать артикуляционные дефекты, задержку речевого развития, недостаток словарного запаса и другие проблемы, которые могут оказывать отрицательное влияние на учебу и социализацию ребенка.

 

Некоторые аспекты формирования национально–культурной идентичности на уроках русского языка

  И.В. Семкова, преподаватель общеобразовательных дисциплин  и профессиональных модулей ГБПОУ Калужской области «Калужский индустриально –педагогический колледж», г. Кондрово,  Калужская область

 

 Русский язык «…всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы»

 Однако педагогический коллектив и общественность волнует падение интереса обучающихся к изучению русского языка, беспокоит низкая коммуникативная, языковая и филологическая культура и образованность.

 Решая проблемы, прежде всего следует помочь обучающимся переключиться от ученического отношения к русскому языку, где кое-что интересно, но не всё им нужно как части профессиональной дисциплины.

 

Развитие учебной мотивации в рамках изучения предмета «История Отечества» (из опыта работы)  

А.А. Белякова, учитель ГОКУ СКШ №5 г. Иркутска

И.А. Красинская, педагог-психолог ГОКУ СКШ №5 г. Иркутска

О.Е.Балышева,учитель-логопед ГОКУ СКШ№5 г. Иркутска

Е.В. Рудницкая, директор ГОКУ СКШ №5 г. Иркутска

 

Современные социальные условия требуют воспитания активного человека, мотивированного достижением успеха и умеющего самостоятельно строить свою жизнь.

Одной из важных задач специального (коррекционного) образовательного учреждения является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учёбе и учебно-познавательной мотивации учебной деятельности.

 

Ведение словаря на уроках иностранного (английского) языка как средство эффективной подготовки к ЕГ

  М.Ю. Богословских, учитель английского языка ГБОУ «Школа 1231 им. В.Д. Поленова», г. Москва

 

Единый государственный экзамен является одной из основных форм достижения учащимися современной школы образовательных результатов, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте. ФГОС среднего общего образования базируется на системно-деятельностном подходе, реализация которого предполагает выбор методов и форм деятельности учащихся, организованной на основе принципов преемственности и последовательности, которые позволяют сделать эту деятельность системной.

Одной из форм работы на уроках английского языка является ведение словаря. И если на начальном этапе изучения иностранного языка такой словарь – необходимый элемент урока, то на уровне среднего общего образования многие педагоги считают ведение словаря бесполезным занятием и устаревшей формой работы. Однако моя практика показывает, что подобное суждение вряд ли можно считать верным: мои ученики продолжают вести словарь, который начали ещё в средней школе, меняя тетрадь за тетрадью, расширяя и дополняя его новыми, более сложными словами и фразами.

 

Круговая тренировка на уроках физической культуры как метод подготовки к сдаче норм ГТО

 О.А.  Абрамова, учитель физкультуры средняя школа ГБОУ Школа 218, г. Москва

Н.Н. Мельник учитель физкультуры начальная школа ГБОУ Школа 218, г. Москва

 

  Уровень здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации стремительно снижается, количество детей, отнесённых по состоянию здоровья к основной медицинской группе, с каждым годом сокращается, а доля детей, отнесённых к подготовительной и специальной медицинским группам, увеличивается. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей и подростков является на сегодня приоритетной задачей государства. Одним из путей решения этой задачи является приобщение детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом. В этих целях учителя физической культуры могут успешно использовать метод круговой тренировки, которая с каждым годом приобретает все большую популярность, особенно у учащихся. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, способствуя не только общему и физическому развитию старших школьников, но и успешному освоению ими всех разделов учебной программы и нормативов комплекса ГТО.

Одаренные дети в современной школе: как обнаружить уникальные способности и работать с ними

 Т.Л. Портянова, учитель начальных классов  ГБОУ «Школа № 354 им. Д.М. Карбышева», г. Москва

 

Увидеть в каждом ребенке личность и помочь ему сформироваться во всех аспектах  – ключевая задача педагога. Такой подход к процессу обучения позволяет рассмотреть в учениках особые способности в каком-либо виде деятельности, раскрыть их потенциал. Одаренность – только шанс на пути к высоким достижениям, без должного внимания учителя, его вовлеченности в процесс развития одаренных учеников, результатов не будет.

 

Здоровьесберегающие технологии

Коррекционные образовательные подходы и технологии в работе  с детьми  с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации

 О.Р. Мягкова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 93», г. Владимир

 

Количество детей с диагнозом «расстройства аутистического спектра» достаточно быстро возросло за последние десятилетия. На сегодняшний день 1 из 68 детей имеет расстройство аутистического спектра. Средний возраст детей, которым устанавливается диагноз, — 4,5 года. При этом мальчики имеют такой диагноз в 4 раза чаще, чем девочки. В целом РАС встречается у детей всех расовых, этнических и социально-экономических групп. При этом, до сих пор остаётся открытым вопрос о причинах возникновения РАС, хотя большое количество исследований показывает явную взаимосвязь генетических факторов с проявлениями аутизма.

 Оказание медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС предполагает всестороннее сопровождение ребёнка специалистами различных областей. Комплексное сопровождение детей с РАС осуществляется на базе организаций социального обслуживания, здравоохранения, образования и общественных организаций. Система помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим, способствует достижению детьми с РАС максимально возможного уровня развития и социальной адаптации.  

 

Взаимодействие логопеда и дефектолога с воспитателем: как выстроить совместную работу?

 С.В. Бурдина, старший воспитатель ГБОУ «Школа № 1544», г. Москва

С.В. Щуплова, учитель-логопед ГБОУ «Школа № 1544», г. Москва

О.П. Новикова, учитель-дефектолог ГБОУ «Школа № 1544», г. Москва

 

От качества совместной работы логопеда и дефектолога  с воспитателями зависит успех речевого развития, памяти, мышления, внимания каждого дошкольника. С одной стороны, это влияет на подготовку ребёнка к школе, с другой — на обучение детей в начальной школе. Специалисты вместе с воспитателями группы планируют работу с каждым ребёнком. В системе планирования выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты, работающие с детьми. Воспитатель, планируя работу, включает в свой план индивидуальной работы рекомендации специалистов. А также, общаясь с детьми в течение дня, воспитатель включает рекомендованные логопедические упражнения и следит за речью ребёнка. Очень важно не потерять познавательный интерес у ребёнка. Поэтому воспитатель должен согласовывать со специалистами варианты педагогического воздействия. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить по данной лексической теме.  Рассмотрим задания  логопеда и дефектолога для воспитателей на примере лексической темы «Игрушки»

 

Как подготовить и провести оздоровительный квест зимой

К.А. Томилина, учитель-логопед ГБДОУ № 24 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

В ФГОС ДО задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни.

 Двигательная деятельность может помочь в решении проблемы раскрепощения ребенка, пробуждения чувствования, эмоциональной отзывчивости, научить его общению и сопереживанию.

 

Дошкольное образование

Внедрение песочной терапии в режимные моменты ДОУ как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

 Э.К. Галиуллина, воспитатель; Г.Р. Набиуллина, воспитатель; А.А. Асадуллина, воспитатель; Л.А. Уразгильдина, воспитатель;  Ж.Л. Кидуль воспитатель МБДОУ «Детский сад №228», г. Уфа

 

Наверняка каждый взрослый в детстве любил играть с песком — строил замки или целые города, прокладывал тоннели и реки, увлеченно искал (или же наоборот прятал!) под песком клады. И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большой вероятностью находил их. Помимо творческого процесса и прекрасной работы воображения, игры с песком позволяют создать мост от бессознательного к осознанности, от внутреннего мира — к внешнему, от духовного —  к физическому.  

Песочная терапия — это эффективное средство психологической диагностики и коррекции сложных психоэмоциональных нарушений.                        

 

Занимательное» оборудование

 С.Ю. Чунаева, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №11 «Солнышко», Владимирская область, Ковровский район, п. Малыгино.

 

Плавание – в переводе с греческого  означает «лечение водой и движением». А какие же плюсы мы получаем, посещая бассейн? Это всем известные факты: укрепление всех групп мышц,  тренировка дыхательной системы, усиление обмена веществ, улучшение работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы, а также выработка привычек здорового образа жизни, улучшение функциональных возможностей нервной системы, закаливание организма.

Таким образом, плавание благотворно влияет на всестороннее физическое развитие ребёнка. Но не секрет, что оснащение бассейнов стандартным оборудованием бывает недостаточным для решения каких-либо конкретных задач.

 

Дидактические игры для старших дошкольников

 О.Н. Минакова, воспитатель МБДОУ «ЦРР — детский сад № 183», г. Воронеж

Л.В. Орленко, воспитатель МБДОУ «ЦРР — детский сад № 183», г. Воронеж

 

Ведущей деятельностью дошкольников является игра, которая способствует активному развитию личности и позволяет ребенку узнать на собственном опыте истинное предназначение многих предметов или действий.

Игра – это основной вид деятельности ребенка, посредством которого тот развивается, анализирует и изучает окружающий его мир.

Дидактические игры — это игры с правилами, которые способствуют обучению и развитию детей в разных образовательных областях. Они привлекают детей возможностью проявить активность, сообразительность, творчество и достичь результата. Дидактические игры развивают познавательную активность, интеллектуальные способности, логическое мышление, внимание, память, воображение, речь, моторику и другие способности детей.

Дидактические пособия в организации самостоятельной и совместной деятельности с детьми дошкольного возраста

 Е.В. Гуреева, воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад №183», г. Воронеж

И.В. Снегирева, воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад №183», г. Воронеж

 

В соответствии с возрастом детей усложняются и дидактические задачи. Предлагаем Вашему вниманию одно из пособий для организации совместной деятельности педагога с детьми дошкольного возраста.

В образовательной деятельности с детьми, используя одно пособие, например, «Веселая гусеница», педагоги могут решить одновременно несколько разнообразных задач.

 

Математические ладошки

 И.В. Снегирева, воспитатель МБДОУ «ЦРР- Детский сад №183», г. Воронеж

 

   Пальчики – это детский «калькулятор», который долгое время помогает ребёнку считать. Довольно рано малыша учат, как показать «один», этот жест совпадает с указательным пальцем. Получается, что это  полезное упражнение и для мелкой моторики, и указательный жест для общения, и математический знак, обозначающий количество.

    Задачи: знакомство с понятием «больше», «меньше», правая, левая ладонь, закреплять название каждого пальчика. Знакомить  детей с числами первого десятка в игровой форме, учить  соотносить цифры с количеством предметов (бусинок), прививать интерес к математике.

 

Танцевально-игровое творчество  как средство развития способностей детей старшего дошкольного возраста

 М.Е. Будникова, музыкальный руководитель МАДОУ МО «Детский сад № 130», г. Краснодар

И.Н. Кулик музыкальный руководитель МАДОУ МО «Детский сад № 130», г. Краснодар

 

 Развитие творческих способностей ребёнка было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания. Его основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту. Задача взрослого – помочь ребёнку испытать счастье творчества, а в дальнейшем и сама жизнь предоставит ему множество ситуаций, где он сможет проявить свою фантазию. Учёные давно заметили, что творческие люди совсем иначе живут и работают, становятся талантливее во многих других областях. А ведь главное богатство любой страны – именно талантливые люди!

  Музыка представляет собой наиболее эффективное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить его слух и чувство ритма. В сфере музыкально-ритмической  деятельности приобщение детей к музыке происходит посредством интересных и доступных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, которые помогают ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться ее настроением, понять характер произведения, его форму и выразительные средства. Занятия музыкой и движением в группе учат детей сотрудничеству, общению и уважению к другим. Это помогает формировать навыки работы в команде,  развивает эмоциональное интеллектуальное взаимодействие, имеет положительное влияние на физическое здоровье детей, помогает им укреплять мышцы, развивать гибкость, пластику и улучшить координацию движений.  Такие занятия являются важной частью комплексного развития детей. 

 

Вопросы воспитания

Формы взаимодействия начальной школы при реализации социального проекта «Будущее начинается сегодня»

 Г.М. Суворова, кандидат биологических наук, доцент кафедры БЖД ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,  г. Ярославль

В.Д. Горичева, кандидат педагогических наук, доцент, воспитатель МОУ «Санаторно-лесная школа им. В.И. Шарова», г. Ярославль, посёлок Красный Бор

 

 Социологические исследования выявили, что «индивидуальное экологическое сознание  развивается не стихийно, а произвольно, оно обусловлено внешними  факторами и включает в себя ценности, личностные смыслы, все многочисленные личностные свойства и состояния» [4,с.56].  

У подрастающего поколения есть определённые  проблемы, например,  неумение общаться в реальной жизни. Зачастую они не могут объяснить причинно-следственные связи, имеют клиповое мышление и глубоко погружены в социальные сети.

 Вопросы формирования культурной идентичности,  повышения качества экологического образования, а также традиции и инновации стали  ведущими направлениями в реализации  проекта  «Будущее начинается сегодня».

 

Особенности  подходов к формированию у дошкольников  с ОВЗ  опыта участия в общественно-полезной деятельности

   М.А. Логвинова, старший воспитатель МБДОУ МО «Детский сад № 179», г. Краснодар

М.Н. Кульбякина, воспитатель МБДОУ МО «Детский сад № 179», г. Краснодар

А.В. Переверзева, воспитатель МБДОУ МО «Детский сад № 179», г. Краснодар

 

В статье рассматривается проблема  формирования основ социальной активности у старших дошкольников с ОВЗ (ЗПР) в процессе реализации  социально-ориентированных проектов, как привлекательной и полезной основы  для формирования у детей положительных поступков и гуманного отношения к миру. в целях приобретения детьми действенности знаний о жизненных ценностях, о своих возможностях в игровой, трудовой, досуговой сферах общения и их умения   применять имеющуюся информацию о себе, людях, обществе в совместной общественно-полезной деятельности..

 

Юные таланты

Сказка о Зубной Фее или почему не надо бояться стоматологов?

 Екатерина Соколова, 11 класс НОЧУ «Школа «Муми-Тролль», г. Москва

Педагог Е.А. Еремеева, учитель биологии, НОЧУ «Школа «Муми-Тролль», г. Москва

 

Жила-была на свете Зубная Фея. Взмахнула она волшебной палочкой, и у детей вместо больных зубов выросли крепкие и здоровые. Взмахнула крыльями, и у всех людей на свете зубы перестали болеть. Но так, к сожалению, бывает лишь в сказках. Реальность же выглядит совершенно иначе. Поэтому начнем историю по-другому.

Однажды старшеклассница Катя задумалась над будущей профессией, а мечтала она о такой работе, которая будет не только ей нравится, но и приносить пользу людям. Повстречала она стоматолога с золотыми руками, людям помогающего, зубы у них спасающего. Но, к сожалению, многие боялись зубных врачей и всеми силами избегали их, тем самым не позволяя самим себе иметь здоровые зубы

Наша библиотека

 

Ноктюрн

К.Зимина

 

Ласкает клавиши рука,

Едва касаясь и взлетая,

Из клавиш звуки извлекая,

Скользит упруга и легка…

 

Они, рождаясь под рукой,

Взлетают и уходят выше!…

Мы их не ухом – сердцем слышим,

Они влекут нас за собой!…

 

Туда, где звёздная метель,

Где бледный лик Луны белеет,

Что ночи мрак и тьму развеет –

Обитель снов и колыбель…

 

Летит по клавишам рука,

Трепещет пойманною птицей,

Которой в клетке, что в темнице,

Она всё рвётся в облака!

 

Чтобы над миром воспарить

И вновь познать восторг полёта,

И сбросив сонную дремоту

Всю радость жизни ощутить!

 

Пусть эта лёгкая рука

Тревожит душу, пробуждает

И звуки в смыслы облекает

Нам незнакомые пока!

 

Пусть ищут истину в вине,

Но нет её на дне бокала,

Она как эхо прозвучала

Под звуки музыки во мне…

 

И эту истину познав

Душа для жизни пробудилась,

Любви и миру приоткрылась,

Счастливей и мудрее став!…

 

Под этой звёздной глубиной,

Под этим куполом небесным,

Внимая музыке прелестной,

Рождённой ночью и Луной…

 

Ласкает клавиши рука,

Едва касаясь и взлетая,

Из клавиш звуки извлекая,

Скользит упруга и легка…