Поддержка частных образовательных организаций в период пандемии
Кризисная ситуация, возникшая в сфере образования в связи с ограничением образовательной деятельности из-за начавшейся в России в марте эпидемии, показала высокую эффективность работы ассоциации в это сложное для наших членов время.
С самого начала эпидемии и связанного с этим вынужденного перехода образовательных организаций на дистанционное обучение, мы постоянно на всех уровнях обращали внимание властей на угрожающее положение ЧОО, теряющих учащихся и, соответственно, финансирование при сохраняющихся, практически на прежнем уровне, расходах.
Во многом благодаря этому, уже в конце марта Правительство г.Москвы освободило ЧОО от арендной платы за пользование городскими помещениями и землей (позже, в мае Президент РФ в своих поручениях Правительству рекомендовал всем регионам данную меру поддержки ЧОО).
Был сформирован Антикризисный комитет АсНООР. Заседания комитета проводились в онлайн-режиме каждую неделю и были открыты для подключения всех членов ассоциации.
Было важно не только инициировать господдержку ЧОО, но и оперативно реагировать на решения властей, связанные с режимом изоляции, поскольку они зачастую усугубляли и без того тяжелое положение ЧОО.
В частности, Указом Мэра Москвы изначально только гос.детским садам было разрешено открывать дежурные группы, а поскольку для ДОУ дистанционная работа практически невозможна, частные детские сады были вынуждены закрываться. Мы добились распространения этого разрешения и на них. В Санкт-Петербурге власти вместо поддержки ЧОО, наоборот, решили уменьшить их субсидии. Однако, благодаря обращениям АсНООР к Президенту, Правительству и администрации города данное решение так и осталось на уровне проекта.
В рамках этого направления нашей работы, при активной поддержке заместителя председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке, председателя Общественно-консультационного Совета АсНООР Л.Н.Духаниной, были подготовлены и направлены в Правительство РФ предложения по корректировке, в частности, следующих документов:
- Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции",
- Рекомендации Роспотребнадзора по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19,
- СанПиН для работы условиях COVID;
- и многих других. Ряд предложений нашли отражение в последующих решениях властей федерального и регионального уровней.
Была проделана большая работа с Минэкономразвития, чтобы ЧОО не были забыты при формировании Реестра социально ориентированны некоммерческих организаций, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки и Реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В итоге, при непосредственном участии АсНООР, на ЧОО были не только распространены меры поддержки, предусмотренные для МСП, но и ряд дополнительных:
- субсидируемые льготные кредиты на выплату части заработной платы сотрудникам;
- субсидии на проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий;
- освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций - в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года;
- расширение налоговых стимулов участия в благотворительности юридических лиц для ЧОО;
- освобождение от арендной платы за пользование городскими помещениями и землей (по решению региональных властей).
Однако, деятельность АсНООР не ограничивалась инициированием принятия соответствующих законодательных и нормативных актов. Было важно вовремя проинформировать членов АсНООР о возможности получения господдержки, разъяснить порядок ее получения, а в случае проблем проконсультировать, как следует поступить.
На протяжении всего времени эпидемии члены АсНООР практически ежедневно получали рассылки с данной информацией и индивидуальные консультации. Учитывая сложность полного перехода на дистанционное обучение были проведены два вебинара по практическим вопросам организации он-лайн обучения, юридический вебинар «Риски субсидиарной ответственности. Договорное регулирование дистанционного обучения», а также вебинары «Партнерство государственных и частных организаций в сфере образования», «Как эффективно и с пользой пройти эпидемию и другие чрезвычайные ситуации без паники, стресса, растерянности» и ряд других.
Необходимо отметить, что и во время эпидемии не прекращалась работа государственных органов по изменению нормативно-правовой базы сферы образования, в частности, в рамках реформы «регуляторная гильотина».
В связи с этим, одновременно с работой, связанной с господдержкой ЧОО, велась работа с проектами документов, направляемыми в АсНООР на экспертизу из Госдумы, Минэкономразвития, Совета по профессиональным стандартам в сфере образования и других инстанций.
В частности, за период с марта по июль 2020 г. в АсНООР были проанализированы и направлены замечания и предложения к проектам следующих документов:
- Правила оказания платных образовательных услуг;
- Требования к структуре официального сайта образовательного учреждения;
- Санитарно-эпидемиологические правила к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Санитарные правила по профилактике и управлению рисками инфекционных и паразитарных болезней;
- Требований к квалификации педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
- Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)»
- Профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель».