Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) России

Аннотации №1/2-2023 журнала «Образование в современной школе»

Аннотации №1/2-2023 журнала «Образование в современной школе»

 

Колонка редактора

28 января исполняется 170 лет со дня рождения Владимира Сергеевича Соловьёва, выдающегося русского философа, основателя философии, стоящей «на трёх китах»: логике, метафизике и этике (28.01.1853-13.08.1900).

Базовым положением в философии Владимира Соловьева является единство трех категорий: бытия, сущего и сущности. Бытие, согласно Соловьеву, это то, благодаря чему существует сущее, совместно с его проявлением в разных видах. Сущее является безусловным и вечным; бытие является переходящим и относительным. Сущее отражает Божественность, а бытие – мир материальных вещей. Они взаимосвязаны благодаря сущности и явлениям.

 

Лучшие образовательные организации России

Детский сад № 245 — чудесный островок детства!

И.Ю. Мавлиханова, воспитатель  ОАО «Фармстандарт – Уфа ВИТА» Детский сад № 245

А.Р. Абдульманова, воспитатель  ОАО «Фармстандарт – Уфа ВИТА» Детский сад № 245

 

В душе каждого взрослого с детства остаётся в памяти уголок, где сохраняются моменты дошкольной поры, в котором все ярко, интересно, любопытно и загадочно. Но именно в этот период есть момент, когда ребёнок впитывает в себя, как губка, все самое увлекательное и захватывающее.

Мы хотим рассказать об одном островке дошкольного детства, который располагается в городе Уфа, на улице Кирова,37 – это Детский сад №245 ОАО «Фармстандарт – Уфа ВИТА». В декабре 2022г. он отмечает юбилей, ему исполняется 50 лет. Но, не смотря на такой солидный возраст, детский сад всегда наполнен ребячьими голосами, музыкой и детским смехом. Наш чудо-островок — двухэтажное здание, очень светлое, тёплое и уютное, ведь в нём воспитывалось не одно поколение детей. Среди них была девочка, которая сама теперь работает воспитателем в нашем детском саду.

 

Педагогическая технологии

Интеграция предметов художественно-эстетического

цикла в современной школе

С.А. Ахмедова, учитель ИЗО и технологии ОЧУ ОШ «КВАНТ»,г. Махачкала

 

            Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в ходе формирования у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

 

Коллективная творческая деятельность обучающихся – эффективная  форма воспитательной работы  в условиях детской школы искусств

Л.Г. Полякова, педагог дополнительного образования СП ДШИ ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж/д ст. Шентала, Шенталинский район Самарской области

 

В настоящее время Минпросвещения России развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

В процессе обучения, возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка — неисчерпаемы, что благотворно сказывается на воспитании, осознании ими собственной значимости и личной успешности. Возникает необходимость активного поиска и внедрения в образовательный и воспитательный процесс различных форм деятельности, позволяющих:

·       создать «ситуацию успеха» для каждого обучающегося;

·       расширить границы учебного процесса;

·       показать результаты своей работы.

 

Дошкольное образование

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста

 с помощью логопедической  ритмики

Т.А. Буренкина, музыкальный руководитель МБДОУ МО «Детский сад комбинированного вида

№ 175», г. Краснодар  

 

Дошкольное детство — самый благоприятный период для развития речи детей. Логоритмика  и развитие  ребенка тесно связаны друг с другом и являются  важной частью комплексного подхода к решению вопросов коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Речь, музыка и движение — вот три компонента, помогающие речевому развитию. Ритмичные, чёткие упражнения для ног, рук, тела и головы развивают общую моторику, подготавливают совершенствование движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей ит.д., а так же стимулируют развитие мозга, соответственно, и развитие речи. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный  воспитательно-образовательный и коррекционный процесс.

 

Полезные привычки — тоже экономика!

Е.В. Сергеева, воспитатель МАДОУ «Детский сад №62»,

И.А. Федорова, воспитатель МАДОУ «Детский сад №62»,

 

Зачем дошкольнику экономика? Нужно ли детей дошкольного возраста знакомить с экономикой, её сложными понятиями и явлениями, связанными с современной социальной жизнью и условиями рынка? Не всем же быть экономистами по профессии! Такая позиция, безусловно, является ошибочной.

По одному из определений древнегреческого философа и историка Ксенофонта «Экономика — это правила, искусство ведения домашнего хозяйства». Это означает, что экономическое воспитание в первую очередь воспитывает хозяина для семейной жизни, для общества, в котором живёт человек. Именно это определение, данное Ксенофонтом, отвечает целям экономического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Информационно-компьютерные технологии в ДОО

И.В.Каменская,  старший воспитатель  МАДОУ МО «Детский сад № 130», г. Краснодар

  Ю.В.Шубина, старший воспитатель  МАДОУ МО «Детский сад № 130», г. Краснодар

 

Темп, с которым меняется окружающий нас мир, постоянно ускоряется. Главным двигателем, меняющим социальную жизнь детей, являются информационные технологии. Они принесли в их быт смартфоны, видеоигровые приставки и компьютеры, теперь время проведённое ребёнком с этими устройствами занимает ту нишу в распорядке, которая раньше была за дворовыми играми, прогулками и другой реальной деятельностью. Естественно, что изменения коснулись и образовательной деятельности, чтобы достучаться до воспитанников, необходимо доносить информацию по доступным и привычным им каналам. Но не стоит забывать и о традиционных педагогических методах, а лишь дополнять их уместными новшествами.

 

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Е.Б. Левина,  воспитатель МАДОУ МО  «Детский сад № 130», г. Краснодар

Н.Н. Самохина, педагог-психолог МАДОУ МО «Детский сад № 130», г. Краснодар

 

В последние десятилетие в связи с рядом неблагоприятных факторов отмечается тенденция  к снижению уровня речевого развития детей. Дошкольный возраст – это не только самый благоприятный и продуктивный период развития речи, но и ответственный этап интенсивного формирования психики ребенка, развития его как личности, усвоения ребенком социального опыта.

Запуск речи у каждого ребенка является сугубо индивидуальным процессом, который происходит в комплексе с физическим и психическим развитием. Речь ребенка не формируется отдельно, сама по себе. Развитие речи непосредственно зависит от таких основных факторов, как наследственность (генетическая предрасположенность), от процесса внутриутробного развития плода, от степени созревания определённых отделов головного мозга, от социальной и речевой среды, в которой воспитывается    ребёнок.

 

Воображение и его роль в развитии детей старшего дошкольного возраста

Л.Б. Кушенова, воспитатель МАДОУ МО «Детский сад № 130», г. Краснодар

О.А. Чмелева, воспитатель МАДОУ МО «Детский сад № 130», г. Краснодар

 

В возрасте 5-7 лет можно заметить развитие сильной связи между речью и произвольным вниманием. В процессе обучения и становления личности особая роль принадлежит этапу старшего дошкольного возраста. Особое значение в данном возрастном периоде приобретает творческое воображение. Большая часть специалистов говорит, что воображение представляет собой крайне сложный и обширный мыслительный процесс.

 

Изучение особенностей наглядно-образного мышления у дошкольников

с задержкой психического развития

А.С. Бунковская,  воспитатель МБДОУ «Детский сад № 278», г. Уфа,

О.Н. Ковалева, заведующий МБДОУ «Детский сад» № 278, г. Уфа,

 

Наглядно‐образное мышление – это ведущий вид мыслительной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста. При наглядно-образном мышлении решение задачи происходит с опорой на зрительный образ. Наиболее ярко этот вид мышления представлен в дошкольном и младшем школьном возрасте. Ребенок уже не нуждается в непосредственной манипуляции предметами, но не может решить задачу без наглядного изображения или субъективного образа.

 

 

Создание условий для коллективной творческой деятельности детей с ОВЗ  посредством реализации познавательно-творческого проекта «С чего начинается Родина»

Н.П. Лобода, музыкальный руководитель МБДОУ  МО «Детский сад № 179», г. Краснодар

А.П. Заичко, воспитатель МБДОУ МО «Детский сад № 179», г. Краснодар 

Т.Б. Тырышкина, музыкальный руководитель МБДОУ  МО «Детский сад № 179», г. Краснодар

 

Дети с ОВЗ иначе, чем их  сверстники, не имеющие нарушений в развитии, воспринимают окружающий мир. Поэтому функционируют в нем некритично, часто инфантильно, отличаясь эпизодическими проявлениями эмоциональной отзывчивости к другим людям и  к объектам родной природы, безучастным отношением к социально-значимым  делам,  в том числе родного города и родного края.

 

Вопросы воспитания

Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию в рамках

организации и проведения православных праздников

З.Б. Долуханова, воспитатель МБДОУ МО «Детский сад №33», г. Краснодар

О.А. Усова, воспитатель МБДОУ МО «Детский сад №33», г. Краснодар

 

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей обусловлена глубоким кризисом современного российского общества. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь и те качества, которые, впоследствии,  становятся источником зла и разрушений.

 

Воспитание патриотов Родины – наша задача

А.С. Айтмаганова,    воспитатель  МАДОУ МО «Детский сад № 130»,  г. Краснодар

Н.В. Канивец, воспитатель  МАДОУ МО «Детский сад № 130», г. Краснодар

 

            В настоящее время в дошкольном образовании вопросы патриотического воспитания детей становятся все более актуальными. Современный ребенок сам познаёт и принимает многообразие внешнего мира, но способность оценивать его, разумно жить и активно взаимодействовать с ним рождается, благодаря усилиям взрослых – родителей и педагогов, тех, кто оказывается рядом с ребенком в каждый миг его жизни. Для каждого человека естественно желание гордиться своими родителями, народом, к которому он принадлежит, своей Родиной. Поэтому очень важно воспитывать у детей патриотизм, закладывать нравственные и духовные основы личности, начиная с дошкольного возраста.

 

Конкурсы

Аннотации работ, присланных на Всероссийский конкурс  «Инновационная образовательная организация — 2022»

 

Инновации в управлении

 В.О. Матвеева, Л.В. Жданова-Бембель. Программа развития МБОУ «НОШ мкр. «Южные ворота».

  

Инновации в образовании

 Ю.В. Тюлькина. Развивающая игра «В гостях».

Е.В. Мешкова. Калуга спортивная.

А.В. Макарова. Практические аспекты использования педагогической мастерской в системе подготовки к ГИА и ВПР по иностранному языку.

Н.В. Фролова. Мастер-класс «Волшебная страна песка»: коррекционно-развивающие мероприятия для работы с младшими школьниками с умственными отклонениями.

Е.В. Лобанова, А.С. Самсанкова. Лучший Дворцовец. Заряжай и действуй!

Т.В. Чухарева. Формирование универсальных учебных действий посредством дидактического тренажёра «Афоризм».

Т.Т.Федорова, Д.К. Сафина Учебный бизнес-проект: «КОФЕЙНЯ «ШоКОФЕЙНЯ».

Л.С. Химич, М.А. Чорная. Личностно-развивающая образовательная среда ДОУ, как средство активизации познавательного развития дошкольников.

Г.В. Векшина, М.К. Романченко. Проект профессионального самоопределения «Выбери специальность» на основе соционики — «Типология Майерс-Бриггс: MBTI»

Е. Е. Говорова, Ю. С. Клачкова. Методическая разработка внеурочного интегрированного мероприятия для 6 класса «Рыцарский турнир».

О.Н. Шепталина, Т.В. Куц. Робототехника и LEGO-конструирование.

Е.В. Сидорова, И.А. Швалёва. Юный помощник инспектора движения.

 

Инновации в воспитании

 Е.А.Попова. «Доступная среда — доступное образование» в рамках профилактики буллинга в начальной школе в условиях инклюзивного образования

С.Ю. Алексенко, Н.М. Орешкина, А.Б. Сираполко. Ранняя профориентация  дошкольников с использованием технологий стандартов WSR

Н.К. Монгуш. Литературно-музыкальная гостиная «Серенада первой любви».

В.О. Матвеева, Л.В. Жданова-Бембель. Рабочая программа воспитания МБОУ «НОШ мкр. «Южные ворота».

Н.В. Тараканова. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лидерство – путь к успеху».

Е.В.Скрипцова Н.П.Скрипцова, Система воспитательной работы МАОУ «СОШ №99».          

 

Наша библиотека

К. Зимина. Снегири. В ожидании весны

 

Это что за диво? Что за чудо-сад?

На ветвях рябины яблоки висят!

Яблоки румяные, пушистые бока,

Снегом  запорошены яблочки слегка.

Просто прилетела стайка снегирей,

На рябину села, снег стряхнув с ветвей.

Свиристят, щебечут, ягоды клюют,

По замёрзшим  веткам весело снуют.

Словно колокольчики голоса звенят,

Согревают душу, сердце веселят,

И сияют ярко отблеском зари

Алые фонарики – птички-снегири!

Хоть и незатейливо снегирёк поёт,

Песенка простая за душу берёт.

Та простая песенка, словно солнца луч,

Что украдкой выглянет из-за серых туч

И подарит радость, (пусть, хотя б на миг!)

Этот смелый лучик – солнца ученик!

Но тебе, пернатому, даже невдомек —

Милый пересмешник, алый снегирёк:

Ты не просто песню звонкую поёшь,

Ты ведь стужу гонишь и весну зовёшь!

Пусть кругом сугробы, ветви в серебре,

И мороз узоры пишет на стекле.

Заковало  реки в панцирь ледяной,

Приуныли утки  рядом с полыньёй.

Кружится позёмка, будто ворожит,

Змейкой серебристой по земле бежит…

Дремлют под снегами сёла, города,

Снится им, что холод – это навсегда!

И пускай на улице стужа да мороз —

Ты ведь вести  добрые, снегирёк, принёс!

Что морозы сгинут, и пройдёт метель,

Что  пригреет солнышко, разбудив капель,

Что устанет злиться, прочь уйдёт пурга,

И ручьями станут   талые снега.

Что  зима не вечна и весна близка,

Что уже спешит она к нам издалека!

С солнышком весенним  грусть-печаль пройдёт,

И душа для радости силы обретёт!

А пока хлопочет за окном метель

И себе взбивает снежную постель,

Птаха красногрудая, бойкий снегирёк,

Пусть звенит твой чистый, звонкий голосок!

И назло метелям, вьюгам вопреки,

Пусть сияют ярче грудки – огоньки!

Среди снежной россыпи, среди белой мглы

МАЛЕНЬКИЕ СОЛНЫШКИ ПОСРЕДИ ЗИМЫ…