Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) России

Об АсНООР

 Ассоциация Некоммерческих Образовательных Организаций Регионов (АсНООР) России  начала свою деятельность в 1996 г. и сегодня является одной из самых крупных в России ассоциаций образовательных организаций. АсНООР осуществляет свою деятельность в интересах развития образования и науки, поддержки творческой инициативы, содействия духовному воспитанию детей и молодежи.

В настоящее время в ассоциации более 1200 организаций из 47 субъектов федерации: государственные и частные школы, Вузы, организации высшего и среднего профессионального образования, организации дополнительного образования и детские сады, а также организации, обеспечивающие образовательный процесс. Действуют 6 региональных отделений и 12 региональных представительств АсНООР.

АсНООР активно взаимодействует с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной государственной власти. В частности, представители АсНООР являются членами:

  • ряда экспертных советов при Комитете по образованию и науке Государственной думы РФ,
  • Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования при Национальном совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям,
  • Экспертного совета по вопросам образования и науки Федеральной Антимонопольной Службы РФ,
  • Рабочей группы при Правительстве РФ по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере образования,

а также являются экспертами Рособрнадзора, Минпросвещения, Минэкномразвития, Агентства стратегических инициатив при Президенте РФ и ряда других федеральных государственных органов.

При АсНООР действует Общественной консультационный совет, со-председателями которого являются заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ, председатель Российского общества «Знание», председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Л.Н.Духанина и  Президент Ассоциации «Столичный центр поддержки бизнеса и права», Заместитель председателя Международного союза юристов, Вице-Президент Московского клуба юристов, Член управляющего совета Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом А.В.Кудимов

Основные направления деятельности АсНООР:

  • Участие в обсуждении и выработке решений органов государственной власти и. органов местного самоуправления, касающихся области образования.
  • Выступление с инициативами, внесение предложений в органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам, находящимся в компетенции Ассоциации.
  • Представление и защита в государственных и общественных органах и организациях прав и интересов своих членов.
  • Содействие проведению информационных компаний с целью информирования общественности о требующих решения вопросах в области образования.
  • Общественная аккредитация образовательных организаций в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Создание и реализация совместных проектов и программ.
  • Привлечение образовательных организаций к взаимному обмену научными, учебно-методическими материалами и распространению педагогического опыта..
  • Организация общественных слушаний, конференций, семинаров, круглых столов и деловых встреч.
  • Участие в общероссийских и международных мероприятиях в соответствии с целями и задачами Ассоциации.
  • Проведение профессиональных конкурсов работников образовательных организаций, а также творческих конкурсов работ учащихся..
  • Расширение международных связей в области образования и науки .
  • Издание научно-методического журнала «Образование в современной школе».
  • Информационное обеспечение членов Ассоциации.

 

Основные структурные подразделения АсНООР :

  • Юридический отдел;
  • Центр развития квалификаций
  • Центр общественной аккредитации;
  • Отдел международных проектов и связей;
  • Отдел проведения конференций, фестивалей и семинаров;
  • Редакция журнала «Образование в современной школе»

 

С самого начала и по сегодняшний день одной из главных наших задач является защита и поддержка частных образовательных организаций (ЧОО), поскольку с первых дней возникновения сектора отечественного частного образования в 1989 году, они подвергаются дискриминации со стороны государственных органов управления.

За прошедшие 25 лет нам вместе с коллегами и при поддержке депутатов Государственной Думы РФ удалось несколько выправить ситуацию. В частности, добиться законодательного закрепления равного бюджетного финансирования по ряду позиций аккредитованных частных школ и детских садов, распространения на педагогов ЧОО пенсионных льгот, установления в ряде регионов льготных условий при аренде помещений. Однако, в целом, проблема дискриминации ЧОО далека от  решения.

В связи с этим, в числе своих первоочередных задач мы видим принципиальное решение задачи установления полного равенства между частными и государственными образовательными организациями в распределении государственных ресурсов, направляемых на цели образования.

 А именно:

  • реально равное бюджетное финансирование аккредитованных частных школ и детских садов по всем статьям расходов на образовательный процесс;
  • выделение равного бюджетного финансирования частным детским садам и дошкольным группам школ на уход и присмотр:
  • равное бюджетное финансирование частных организаций дополнительного образования;
  • справедливое распределение госзаказа между частными и государственными организациями профессионального образования;
  • предоставление ЧОО в пользование зданий и помещений на тех же условиях, что и государственным;
  • установление равных тарифов на воду, газ и электроэнергию;
  • равные условия налогообложения ЧОО, в частности, освобождение от налогов на имущество и землю;
  • равные права для педагогов ЧОО при повышении квалификации и аттестации.

Также весьма остро стоит задача защиты ЧОО АсНООР от необоснованных претензий государственных органов контроля и надзора.

 

Кризисная ситуация, возникшая в сфере образования в связи с мерами по ограничению образовательной деятельности из-за начавшейся в России в марте 2020 г. эпидемии коронавирусной инфекции, показала высокую эффективность работы ассоциации в сложное для наших членов время.

С самого начала эпидемии и связанного с этим вынужденного перехода образовательных организаций на дистанционное обучение, АсНООР постоянно на всех уровнях обращала внимание властей на угрожающее положение ЧОО, теряющих учащихся и, соответственно, финансирование при сохраняющихся, практически на прежнем уровне, расходах Во многом благодаря этому, уже в конце марта Правительство г.Москвы освободило ЧОО от арендной платы за пользование городскими помещениями и землей (позже, в мае Президент РФ в своих поручениях Правительству рекомендовал всем регионам данную меру поддержки ЧОО).  

Был сформирован Антикризисный комитет. Заседания комитета проводись в он-лайн режиме каждую неделю и были открыты для подключения всех членов ассоциации.

Было важно не только инициировать господдержку ЧОО, но и оперативно реагировать на решения властей, связанные с режимом изоляции, поскольку они зачастую усугубляли и без того тяжелое положение ЧОО. В частности, Указом Мэра Москвы изначально только гос.детским садам было разрешено открывать дежурные группы, а поскольку для ДОУ дистанционная работа  практически невозможна, частные детские сады были вынуждены закрываться. Мы добились распространения этого разрешения и на них. В Санкт-Петербурге власти вместо поддержки ЧОО, наоборот, решили уменьшить их субсидии. Однако, благодаря обращениям АсНООР к Президенту, Правительству и администрации города данное решение так и осталось на уровне проекта.

 Направлялись предложения по корректировке Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", Рекомендаций Роспотребнадзора по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, СанПиН для работы условиях COVID и многих других документов федерального и регионального уровней. Была проделана большая работа с Минэкономразвития, чтобы ЧОО не были забыты при формировании Реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки и Реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

 

В итоге, при непосредственном участии АсНООР, на ЧОО были не только распространены меры поддержки, предусмотренные для МСП, но и ряд дополнительных:

  • субсидируемые льготные кредиты на выплату части заработной платы сотрудникам;
  • субсидии на проведение профилактических и дезинфекционных мероприятий;
  • освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций - в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года;
  • расширение налоговых стимулов участия в благотворительности юридических лиц для ЧОО;
  • освобождение от арендной платы за пользование городскими помещениями и землей (по решению региональных властей).

Однако, деятельность АсНООР не ограничивалась инициированием принятия соответствующих законодательных и нормативных актов. Было важно вовремя проинформировать членов АсНООР о возможности получения господдержки, разъяснить порядок ее получения, а в случае проблем проконсультировать, как следует поступить. На протяжении всего времени эпидемии члены АсНООР практически ежедневно получали рассылки с данной информацией и индивидуальные консультации..

Учитывая сложность полного перехода на дистанционное обучение были проведены два  вебинара по практическим вопросам организации он-лайн обучения, юридический вебинар «Риски субсидиарной ответственности. Договорное регулирование дистанционного обучения», а также вебинары «Партнерство государственных и частных организаций в сфере образования», «Как эффективно и с пользой пройти эпидемию и другие чрезвычайные ситуации без паники, стресса, растерянности» и ряд других.

 

Необходимо отметить, что и во время эпидемии не прекращалась работа государственных органов по изменению нормативно-правовой базы сферы образования, в частности, в рамках реформы «регуляторная гильотина». В связи с этим, одновременно с работой, связанной с господдержкой ЧОО, велась работа с проектами документов, направляемыми в АсНООР на экспертизу из Госдумы, Минэкономразвития, Совета по профессиональным стандартам в сфере образования и других инстанций.

В частности, за период с марта по июль 2020 г. в АсНООР были проанализированы и направлены замечания и предложения к проектам следующих документов:

  • Правила оказания платных образовательных услуг;
  • Требования к структуре официального сайта образовательного учреждения;.
  • Санитарно-эпидемиологические правила к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
  • Санитарные правила по профилактике и управлению рисками инфекционных и паразитарных болезней;
  • Требований к квалификации педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
  • Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)»
  • Профессиональный стандарт «Тренер-преподаватель»